Почему цена на одни и те же лекарства в разных аптеках отличается
Ни для кого не секрет, что одни и те же лекарственные препараты продаются в разных аптеках по разной цене. Почему аспирин в одной аптеке стоит 1730 тенге, а в другой — 1800 тенге и как образуется цена на лекарства, узнала корреспондент Tengrinews.kz.
В Казахстане существуют правила, которые на законодательном уровне регулируют цены на лекарственные препараты. Согласно этим правилам, существует предельная цена на препарат. Выше нее продавать лекарства нельзя. Тем не менее многих казахстанцев смущает разница в цене одних и тех же препаратов. И речь идет не о 10 и 20 тенге. О том, как происходит ценообразование лекарств в стране, рассказала провизор со стажем Алия.
Провизор рассказывает, что регулирование цен на препараты осуществляется не по совсем правильному расчету.
«У нас есть приказ о соблюдении предельных оптовых и розничных цен, и каждые полгода прайс обновляется. В этом вопросе есть огромный минус. Когда создавали этот приказ, за основу ценообразования взяли цены 2010 года. Они попросили скинуть прайс нескольких аптек и взяли среднюю цену. Например, аптеку в ауле, крупную в центре города и их цены на тот момент. И причем цены запросили оптовые и розничные. Мы возмущались по этому поводу и обращались в департамент Комитета медицинского и фармацевтического контроля», — рассказывает Алия.
Социальные аптеки подпольно распределяли лекарства во время пандемии?
Спикер считает, что ценообразованием изначально занимались люди, которые далеки от этой сферы.
«Цена должна формироваться от оптового поставщика, который занимается поставками в аптеки, а у них накрутки космические. У провизоров есть определенный процент, мы не можем прыгнуть выше головы, у нас бешеная конкуренция. Люди берут там, где дешевле, дешевле в сетевой аптеке, где есть склад. Такие аптеки имеют доступ к получению социальных препаратов. Во время пандемии такое было, они занимались распределением, и их же розничные аптеки просто получили долю. Тогда препараты подпольно распределялись по розничным аптекам, они не попали в стационар и не были распределены в общем доступе», — поделилась провизор.
Как образуется цена на лекарства
Алия рассказывает, что ценообразование лекарства зависит от многих факторов, включая логистику и регистрацию препаратов.
«Например, есть фирма-дистрибьютор, которая закупает для Казахстана, это медицинское представительство, которое защищает интересы конкретного производителя. У них производство в Германии. Он выставляет определенную цену, скажем, на аспирин. Что происходит дальше? Он закладывает в цену свои расходы, доставку до Казахстана, сертификацию и регистрацию, а это стоит баснословных денег. Как-то представитель ассоциации защиты потребителей говорила: «Господа, подумайте: это определенная кормушка для кого-то. Зачем фирма, проверенная в Европе, имеющая кучу регистраций, GDP-стандарт, приезжает в Казахстан, доставляет мизерное количество лекарств и проходит регистрацию так, будто у них препараты закупят миллион человек?» Население России больше Казахстана примерно в 7 раз. При этом наши берут за регистрацию больше. Очень часто наши дистрибьюторы выкупали оттуда и везли не регистрированный в Казахстане препарат. Легально это сделать трудно», — сообщила Алия.
В какой-то момент заканчивается срок регистрации. Например, у препарата срок регистрации пять лет и через пять лет он обязан идти на перерегистрацию. И совсем неважно, что он уйдет с рынка на время повторной регистрации. Это может занять полгода. Процедуру перерегистрации не делают заранее, потому что это связано с логистическими мероприятиями.
«То есть изначально производитель выставил цену, перевез товар, дистрибьютор зарегистрировал его и завез в Казахстан. Все это входит в стоимость. Вот где начинается ценообразование. Теперь препарат попадает к оптовому поставщику. Там и базовая наценка, регистрация, логистика, и даже реклама. Как только он попал к оптовику, он накручивает 400-500 процентов, вот тут-то и надо проверять. А на это все закрывают глаза, потому что владельцы оптовых складов очень немаленькие люди, это их огромный доход. Провизоры получают препараты по одинаковой цене. Например, оптовики всем дают препарат по 400 тенге, если я поставлю 435, а мой сосед поставит по 430, то купят у него. Но чем больше аптека, тем меньше цена. Например, в глубинках, где одна аптека на поселок, провизор может поставить любую цену. Но есть приказ: выше предельной цены ставить нельзя. В любом случае мы все пляшем по оптовой цене», — говорит Алия.
Провизор утверждает, что крупные социальные аптеки могут поставить за тот же препарат цену в 300 тенге и ничего не потеряют с этого.
«Поставщик нам продает препарат по 400 тенге, а социальные аптеки могут поставить цену на него 300 тенге, 350 тенге — максимум. Я не могу поставить 350, потому что я купила за 400, у меня есть сотрудник, который имеет проценты и оклад, нужно платить аренду и налоги. Я стараюсь делать максимальную накрутку, которую могу, но не выше моего соседа. Единственное: если у меня большая аптека, я могу позволить поставить по 410», — говорит Алия.
На сегодняшний день ситуация на аптечном рынке усложняется тем, что закрываются маленькие аптеки.
«Во-первых, в таких аптеках нет дополнительных методов работы, нет программного обеспечения, электронной учетной системы, сканеров, обеспечения оптовой закупки. Они не могут себе это позволить. Они не могут содержать сотрудника, который при получении товара будет забивать всю маркировку в компьютер. Нам сейчас это навязывают с тем, чтобы отследить фальсификаты. Если бы наши закупщики-оптовики имели возможность закупать все, не было бы задержек. С нашего рынка ушли очень крупные поставщики, дистрибьюторы определенных компаний. Эти препараты исчезли с нашего рынка, потому что мы им не выгодны», — говорит Алия.
Раньше Казахстан, как утверждает Алия, мог выступать как перекупщик.
«Тем временем люди в больницах требуют препараты, но они не знают, что зачастую их просто нет»
«Диабетики должны получать бесплатные лекарства, как и люди, имеющие высокое артериальное давление. Определенные группы препаратов они получают бесплатно. Терапевтам и эндокринологам приходится подстраиваться под те медикаменты, которые поступают на бесплатной основе, потому что они постоянно меняются. Нам говорят, что это из-за обновления. Нет. Закупом оптовых препаратов занимается одна единственная фирма. Только она имеет право закупать лекарства, у нее нет конкурентов. Раз в год всем больницам спускают прайс, по которому они выбирают себе препараты. Выявляется потребность каждой больницы, закуп производится в международной номенклатуре, не по наименованию. Соответственно, компания закупает то, что им выгодно, а не то, что бывает необходимо», — подытожила Алия.
В Министерстве здравоохранения в ответе на наш запрос сообщили, что в соответствии со статьей 426 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» за превышение утвержденной предельной цены предусмотрена ответственность. Также в ведомстве подтвердили, что уполномоченный орган два раза в год утверждает предельные цены на препараты. Однако, кто является уполномоченным органом, не сообщили.
«В соответствии со статьей 245 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» уполномоченный орган два раза в год утверждает предельные цены на торговое наименование лекарственного средства для розничной и оптовой реализации. На сегодняшний день приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан утверждены предельные цены на 6890 торговых наименований лекарственных средств. Однако в зависимости от конкурентной среды цены на препараты могут быть разными, но не выше утвержденной предельной цены», — сообщили в Минздраве.
Ранее мы писали о том, почему в рецептах пациентам врачи указывают определенного производителя лекарств.
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере
Источник: tengrinews.kz