«Ругать бесполезно». Как помочь беспокойному ребенку сконцентрироваться

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) встречается у 10 процентов детей по всему миру, сообщает ЮНИСЕФ. Как понять, есть ли у ребенка СДВГ? И как живут люди с таким синдромом? За ответами на эти вопросы корреспондент Tengrinews.kz обратилась к детскому психиатру.

    Что такое СДВГ

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это нарушение развития, которое проявляется в трудностях с концентрацией внимания и поддержанием сосредоточенности, рассказывает детский психиатр Татьяна Дегтярь. Это нарушение обычно диагностируют в детстве, примерно в возрасте от 4 до 6 лет.

    В 10-й международной классификации болезней (МКБ), которая пока еще используется, это нарушение называется «гиперкинетическое расстройство поведения». В 11-й МКБ, которая скоро будет принята во всем мире, в том числе в Казахстане, появится формулировка «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ).

    «Мы не наблюдаем значительного увеличения числа людей с СДВГ. Однако в последние годы, на мой взгляд, диагностика этого расстройства стала более распространенной. Родители стали чаще обращаться за помощью, а взрослые — замечать у себя симптомы, которые требуют внимания.

    Кроме того, люди, которые сталкивались с подобными проблемами в детстве, тоже обращаются за помощью. Информированность населения растет, и подростки иногда сами понимают причины своих трудностей и обращаются за диагностикой. Поэтому мы все чаще сталкиваемся с такими случаями», — рассуждает эксперт.

    Основные признаки СДВГ

    Основные признаки СДВГ эксперт разделяет на три группы: симптомы невнимательности, признаки гиперактивности, имульсивность.

    Симптомы невнимательности

    Симптомы невнимательности проявляются в том, что ребенок часто отвлекается, допускает много ошибок. Это происходит не потому, что он не знает материала, а потому, что он небрежно выполняет задания. Например, может не прочитать задание до конца, прослушать его или неправильно понять. В результате ребенок делает не то, что нужно.

    Фото: depositphotos.com

    Такие люди легко отвлекаются на посторонние стимулы, и им трудно доводить начатое дело до конца. Они могут заниматься несколькими делами одновременно, но ни одно из них не заканчивают. Им сложно следить за временем: они либо часто опаздывают, либо приходят раньше срока. Они не всегда понимают, сколько времени займет то или иное дело, например, успеют ли они сделать что-то за 5 минут.

    Поддержание порядка — еще одна проблема для таких людей. Их портфели и комнаты обычно в беспорядке, а одежда часто бывает в смятом состоянии. На руках могут быть следы от карандаша или ручки.

    У них часто наблюдается прокрастинация: они откладывают неприятные для себя задачи, особенно те, которые требуют длительных умственных усилий. В детстве это могут быть уроки, а в более старшем возрасте — рефераты, доклады или курсовые работы. Взрослые могут сталкиваться с трудностями в подготовке отчетов, которые требуют монотонной работы.

    Людям с СДВГ также трудно следовать правилам и инструкциям, так как они предпочитают делать все по-своему. Они стараются работать быстро, но это не всегда приводит к качественному результату, и им приходится переделывать работу несколько раз.

    «Иногда кажется, что они не слышат вас. Кажется, что они настолько погружены в свои мысли, что не обращают внимания на ваши слова. Это может быть связано с их задумчивостью, которая иногда мешает им сосредоточиться на разговоре. Хотя память у них обычно хорошая, они могут забывать о своих обещаниях и договоренностях. Например, ребенок может забыть просьбы родителей. Это может приводить к нарушениям договоренностей и во взрослом возрасте, когда человек просто забывает о своих обещаниях и планах. Кроме того, они часто теряют свои вещи», — рассказывает Татьяна Дегтярь.

    Признаки гиперактивности

    Обычно дети с СДВГ очень подвижны и не могут долго сидеть на одном месте. Когда они сидят, они постоянно ерзают, совершают лишние движения руками и головой, крутятся на месте. Им тяжело стоять в очереди, вести себя тихо на мероприятиях, например в кино. Несмотря на то, что кино им интересно, они все равно не могут усидеть на месте, крутятся, вертятся, встают с места.

    «Такие дети часто бывают болтливыми и много разговаривают. Им трудно сосредоточиться на чем-то одном, например играть в настольные игры долго и усидчиво. Однако иногда они могут заниматься каким-то делом очень долго, если оно их очень привлекает. Это называется гиперфиксацией. Например, они могут играть в компьютерные игры или заниматься чем-то другим, если у них повышенный интерес к этому занятию. Но если речь идет о неинтересной работе, такой как учеба, они будут часто и быстро отвлекаться» — рассказывает психиатр.

    Импульсивность

    Ребенок часто выкрикивает ответ с места, не дожидаясь своей очереди, может взять чужие вещи и начать ими пользоваться, а потом только спросить разрешения. Он также может нарушать личные границы других людей, но делает это не со зла, ненамеренно и не с целью кого-то обидеть. Это происходит спонтанно, без предварительного обдумывания.

    Кто диагностирует СДВГ

    Диагностику проводит врач-психиатр. Он определяет, есть ли у ребенка гиперактивность, сопровождается ли она дефицитом внимания, насколько выражена и требуются ли коррекционные мероприятия.

    «Я не могу сказать, что гиперактивных детей стало больше. Количество обращений с этим состоянием ко мне не увеличилось. Обычно оно растет в сентябре, когда дети идут в первый класс и начинается обучение в школе. В это время выявляются дети, которые не могут поддерживать должный уровень внимания. Если у ребенка с СДВГ не было проблем с вниманием в начальных классах, то они могут возникнуть при переходе в пятый класс. Но в целом нет тенденции к значительному увеличению числа таких детей», — делится эксперт.

    Чем отличается СДВГ от обычной активности

    Гиперактивность — один из симптомов СДВГ, иногда он может быть преобладающим. В других случаях более заметным проявлением СДВГ становится нарушение концентрации внимания. Ребенок может быть очень рассеянным и невнимательным, но при этом не проявлять признаков гиперактивности. О таких детях говорят: «копуша», «долго собирается», «долго переключается», «витает в облаках».

    В других случаях концентрация внимания может быть несильно нарушена, но зато ярко выражена двигательная активность. Ребенок ведет себя так, будто у него внутри мотор: он не устает, может бегать, прыгать, лазать, хаотично двигаться где угодно. Окружающие от него устают, но сам ребенок не чувствует усталости.

    У детей без СДВГ активность обычно чередуется с периодами, когда он спокойно занимается своими делами. Если родители просят его посидеть, он может успокоиться и присесть. Он способен регулировать свою активность, если видит, что мешает другим людям или что бегать здесь неуместно. Его нервная система работает нормально, позволяя ему сохранять спокойствие.

    У детей с СДВГ нервная система функционирует иначе. Даже если их ругают, их гиперактивность не уменьшается. Их поведение не поддается контролю, и в нем ничего не меняется. Они могут на короткое время вести себя чуть тише и проявлять меньше гиперактивности, но это очень тяжело для них. То есть ребенок сам не может контролировать свою активность. Он не может усилием воли организовать свое внимание.

    «Я знаю многих детей, которые говорят родителям: «Мама, я хочу слушать учительницу и быть внимательным, но на уроке я сижу и думаю о своем». То есть они не могут произвольно концентрировать свое внимание или умерить свою двигательную активность», — рассказывает Татьяна Дегтярь.

    Как родители могут помочь ребенку с СДВГ

    Первое, чем родители могут помочь ребенку, — это обратиться к детскому врачу-психиатру для качественной диагностики, считает наш эксперт. Специалист даст рекомендации. Они могут включать помощь психолога, тренинги и иногда, в некоторых случаях — медикаменты.

    «Для ребенка с СДВГ очень важны режим дня и предсказуемость. Его жизнь должна подчиняться определенному режиму и расписанию. Родители должны понимать, что у ребенка проблемы с работой нервной системы, и ни в коем случае не ругать его за проявления СДВГ. Ребенок не может контролировать это или избавиться от симптомов по своему желанию. Ругать его за гиперактивность и невнимательность бессмысленно. Это все равно что ругать человека с церебральным параличом за то, что он плохо ходит. Ребенок не станет спокойным от замечаний», — считает эксперт.

    Врач рекомендует родителям прочитать как можно больше литературы и проконсультироваться у психологов. Иногда симптомы СДВГ значительно уменьшаются с возрастом. У некоторых детей наступает ремиссия, и все симптомы исчезают. Однако есть те, у кого это нарушение остается и во взрослом возрасте.

    Если у ребенка наблюдаются такие проявления с малых лет, то гиперактивность будет снижаться только ближе к подростковому возрасту. При этом нарушения внимания могут сохраняться в течение длительного времени.

    Если ребенка постоянно ругать, это может привести к усилению тревоги или развитию протестного поведения, так называемого оппозиционного вызывающего нарушения. В таких случаях ребенок может начать действовать наперекор взрослым.

    Поэтому важно относиться к ребенку с пониманием, постоянно работать над этой проблемой и увеличивать свои знания об СДВГ. Лучше всего делать это под сопровождением психолога, так как это будет полезно не только ребенку, но и родителям.

    Ребенок с СДВГ и школа

    По мнению детского психиатра, учителя играют важную роль в социализации ребенка с СДВГ.

    Фото: depositphotos.com

    «К каждому ребенку, как и к любому человеку, нужно найти индивидуальный подход. Школа – не конвейер, а место, где формируются личности. Все дети разные, и, если относиться к ним одинаково, хороших результатов не достичь.

    Как же учитель может помочь? Во-первых, он должен показать родителям свою осведомленность. На первом же родительском собрании нужно рассказать о том, что такое СДВГ и другие нарушения развития. Учитель должен заверить родителей, что будет поддерживать детей и готов выслушать их, если у кого-то из детей есть подобные проблемы. Это поможет родителям не бояться осуждения или обид», — делится рекомендациями Татьяна Дегтярь.

    Педагог, знающий о СДВГ, должен создать подходящие условия в классе. Лучше всего, если ребенок с таким нарушением будет сидеть рядом с учителем. Задания можно повторять, обращаясь непосредственно к нему, так как фронтальная инструкция может быть плохо воспринята. Если задания большие, их лучше разделить на части и давать постепенно.

    Важно давать таким детям возможность подвигаться. Например, можно попросить ребенка с СДВГ во время урока провести физкульт-минутку для всего класса. Это не только полезно, но и помогает создать дружелюбную атмосферу.

    «Нельзя ругать ребенка за его активность. Обязательно нужно хвалить его за успехи. Дети с СДВГ часто подвергаются буллингу из-за своей шумности и проблем с другими детьми. На самом деле они дружелюбны и могут быстро подружиться со всем классом. Они не любят проигрывать и всегда хотят быть первыми. Важно понимать, что это не проблемы воспитания, а особенности развития», — рассказывает Татьяна Дегтярь.

    Дети с СДВГ были всегда, это нарушение давно описано, уточняет эксперт. Нужно лишь немного лояльности, внимательности и адекватного отношения со стороны окружающих.

    Источник: tengrinews.kz

    Top.Mail.Ru