Подруга Ван Дамма из казахстанской глубинки. Вдохновляющая история самой маленькой женщины

На севере Казахстана живет уникальная женщина: несмотря на свой маленький рост (всего метр) и приговор врачей, что она не сможет сидеть, а будет только лежать, Елена Басырева не просто научилась ходить, но родила и вырастила двух здоровых сыновей. Она работает на нескольких работах, занимается спортом и собственным блогом, заряжает всех вокруг позитивом и «дружит» с актером Жан-Клодом Ван Даммом.

Корреспондент Tengrinews.kz отправилась в гости к Елене Басыревой в село Дубровное Мамлютского района Северо-Казахстанской области. 

Оно находится в 80 километрах от Петропавловска и 35 километрах от райцентра Мамлютки — одного из самых старых сел в регионе.

О поселениях, основанных как оборонительные военные укрепления на границе казахстанских и российских земель, в том числе и о Дубровном, в своей книге «Горькая линия» рассказывал писатель Иван Шухов.

Дубровное появилось на месте воинского редута в сентябре 1753 года, то есть через год после начала строительства крепости святого Петра – будущего Петропавловска. В поселке обосновались переселившиеся из Российской империи казаки — военные или, как их тогда называли, служилые люди. Потом сюда стали приезжать и крестьяне-переселенцы.

А Дубровным село назвали благодаря здешним шикарным рощам из вековых берез. Такие рощи в Западной Сибири было принято называть дубравами, отсюда и пошло название.

В советское время село было центральной усадьбой крупного совхоза Дубровинский. Здесь не только выращивали зерно, село славилось и большим количеством животноводческих ферм. В 1990-е от ферм остались одни руины. И если в 1989 году в селе проживали 1303 человека, то сейчас осталось порядка 800 жителей.

Впрочем, село умирающим никак не назовешь. Оно является административным центром сельского округа, здесь есть фельдшерско-акушерский пункт, средняя школа и даже гостиница и сельский парк.  

Останавливаемся возле школы. На самом деле это, пожалуй, главный для села объект. Как известно, село живет, пока работает школа. И как только закрывается школа, люди разъезжаются… Здесь когда-то училась наша героиня, сейчас в выпускном классе учится ее младший сын. 

Спрашиваем у проходящих мимо учителей, много ли детей учатся здесь. Отвечают, что детей в селе становится меньше, но классы пока укомплектованы. В самом малочисленном занимаются пять ребятишек. Молодежь уезжает в город, сетуют сельчане.

Подъезжаем к дому Елены Басыревой. Самая маленькая женщина Северного Казахстана встречает нас на дороге. Елена широко улыбается, и мы сразу начинаем общаться как давние знакомые. С Леной разговор идет легко и даже весело, хотя говорим мы о серьезном, иногда грустном, подчас даже тяжелом.

Жизнь Елены никак не назовешь легкой, скорее наоборот, испытаний на ее долю выпало немало, но за все время, что мы проговорили, она ни разу не пожаловалась ни на людей, ни на судьбу.

«Я родилась в России, в Оренбурге. Но, когда мне было четыре месяца, родители переехали сюда, в Дубровное, это мамина родина. Так всю жизнь здесь и живу… Я на свет появилась такой, у меня ноги были всего сантиметров 10, да еще и полумертвая, синяя — мама не могла меня родить три дня. Ну ничего, выжила! И нормально живу по сей день», — начинает наш разговор Елена.

Почти 44 года назад, когда Лена только родилась, ее родителям настойчиво предлагали отказаться от дочери. Врачи предупреждали, что девочка, которой поставили диагноз «врожденная аномалия нижних конечностей», никогда не сможет не то что ходить, даже сидеть.

«Если честно, я до сих пор сама толком не понимаю, есть ли у меня колени и где заканчиваются бедра. Получается, что у меня бедра как такового нет, размер бедренной кости всего два сантиметра. Таз, потом сразу голень, наверное, так. То есть полноги нет», — рассматривая свои ноги, Елена только улыбается.

В чем причина такого отклонения, родителям Елены Басыревой не объяснили, да и установить ее в то время было достаточно сложно. Впрочем, какой бы она ни была, отказываться от ребенка родители не собирались. Мама и папа Лены любили и принимали ее такой, какая есть. Но при этом попытались сделать все, чтобы исправить ошибку, допущенную природой. Когда Леночке было полгода, помочь ей пообещали в знаменитой клинике Илизарова в Кургане, но просили подождать до 14 лет, когда рост ребенка замедлится.

«Врачи сказали, что до этого я, мол, только лежать буду. Но я не захотела лежать! Я же Козерог, поэтому упертая. Да, я пошла позже, только в пять лет сделала первые шаги. Но до того времени мне тоже было чем заняться. У меня баба учителем начальных классов была, и вот она научила меня рано читать. Я, знаете, как много книг перечитала! Потом научилась и ходить. Падала, конечно, губы в кровь разбивала, но ничего, поднималась и дальше шла», — вспоминает маленькая сильная женщина.

Елена признается, что в ее достижениях огромная заслуга ее родителей.

«Мама и папа меня никогда не жалели, не ограждали от жизни. Они не считали меня больной, инвалидом. Говорили: иди, делай, ты все сможешь, упала – не плачь, вставай и снова иди. Благодаря им я такой и выросла. Папа работал на «Кировце», меня, малявку, на этом огромном тракторе катал. Мама молоко в деревне принимала… Они у меня были замечательные. Очень жаль, что рано умерли. Брат был у меня младший, тоже умер уже. В этом году вот новые памятники им поставила», — говорит Елена Басырева.

Она вспоминает, что, в отличие от сверстников, быстро и далеко ходить она не могла. Но и сидеть на месте ей не давал ее бойкий характер. Она никогда не отставала от класса: несмотря на освобождение, ходила на физкультуру и через козла прыгала, и в высоту наравне со всеми. Участвовала во всех школьных концертах и мероприятиях.

«Я не пропустила ни один классный поход. Сначала одноклассники возили меня в коляске. Мне уже 10 лет, а я все еще в коляске, стыдно было ужасно. В следующий раз уже в коляску ни за какие коврижки не согласилась садиться. Пешком иду вместе со всеми, ноги устают, но ковыляю, молча, пока кто-то не заметил, что устала. Потом учительница везла меня на своей спине», — с благодарностью вспоминает Лена.

Зимой из-за снега ходить было труднее, поэтому в школу бабушка возила Лену на санках, когда об этом узнали одноклассники, стали сами за ней заходить и возить в школу. 

«Неужели никогда не дразнили?» – спрашиваем у Елены.

«Ой, дразнили, конечно. Все детство приходилось слышать обзывательства и насмешки. Но я не плакала, не расстраивалась — я сразу кулаком в нос обидчикам била. А потом уже дружила с ними… Сейчас в деревне, конечно, все меня знают, никто слова плохого не скажет. А вот в город выезжаешь, до сих пор бывает, что кто-то пальцем начнет показывать, обзывать. Не так давно ехала в автобусе, и тут женщина ни с того ни с сего начала ругаться, мол, таких уродов надо при рождении уничтожать, и еще много чего наговорила. Я сначала даже хотела полицию вызвать, а потом думаю, зачем, пусть ее слова с ней и остаются. У меня иммунитет уже от всех плохих слов. Хотя иногда и подумаешь, что в детстве проще было, можно было кулаками все решить», — смеется Елена.

Она вспоминает, что свои 14 лет, когда можно будет сделать операцию, она ждала с нетерпением. Но когда в клинике ей объяснили, что после хирургического вмешательства есть большой риск остаться в инвалидной коляске, Елена приняла твердое решение отказаться от операции. Родители ее поддержали.

«Я тогда поняла, что на самом деле у меня и так все нормально, никаких комплексов нет, в общении с людьми барьеров я не чувствовала. Подумала: «Что есть, то есть». Хожу, двигаюсь – это главное. Для меня важнее всего — не быть ни для кого обузой», — говорит женщина.

После школы Елена поступила в Северо-Казахстанский университет на экономический факультет, но не окончила, пришлось уйти уже с четвертого курса. Умер папа, настали тяжелые времена, финансовой возможности доучиться не было. 

Пока была жива мама, со всеми трудностями справлялись вместе. Летом ходили в лес за ягодами и грибами. А зимой Елена закупала в деревне молоко, яйца, брала овощи со своего огорода и все это возила в Петропавловск, продавала на рынке.

«Конечно, пенсии по инвалидности на нормальную жизнь хватить не может. У меня вторая группа, пособие 78 тысяч тенге. Да даже не в деньгах дело. Я не могу сидеть без дела, мне надо работать. У меня несколько лет назад была такая проблема, что в работе мне отказывали, так как в справке об инвалидности было написано «нетрудоспособна». Потом прошла перекомиссию, убрали эту отметку. С тех пор тружусь без препятствий не покладая рук», — смеется Елена.

Елена много лет работала продавцом в сельском магазине, потом ушла, так как начала сильно болеть нога. Работала в агрофирме разнорабочей. Сейчас работает на току, на весовой.

«Работа в ночь, с восьми вечера до восьми утра, но мне нравится. Я люблю работать с цифрами, люблю, как пахнет зерно, радуется душа, когда его привозят, значит, с хлебом будем. Уборка закончится, отправят в отпуск. Поэтому зимой, когда работы в селе будет мало, планирую поехать в Петропавловск. Что без дела-то сидеть? В прошлом году, например, работала диспетчером в службе такси», — делится планами женщина.

А весной у Елены Басыревой начинается большая работа: сажает рассаду на продажу в своих новеньких теплицах. А когда рассаду продает, в них же выращивает овощи на продажу.

«Я так мечтала о теплице! Я и раньше, конечно, рассаду выращивала, но так намучилась с ней: то тянется, то поставить некуда. Вот себе цель задала – поставить теплицу, отправила документы по бизнес-программе, прошла обучение, выиграла грант. Поставила две теплицы, вот в этом году уже в них работала. Не нарадуюсь просто! Огурцов собирала по 20 с лишним килограммов в день. А они на следующий день опять нарастали, как враги наступали», — смеется Елена.

Лена проводит для нас экскурсию по своим владениям.

«Цветы очень люблю, всю рассаду вырастила сама. Вот мой любимый цветник, заросший только. Травы в этом году просто море, только выполю, она опять прет. Чем-то одним надо заниматься, а я хочу все успеть, объять необъятное», — улыбается хозяйка.

В огороде у Лены растет все! Хватает не только себе, но и на продажу.

«Капуста в этом году не такая крупная, в прошлом году вообще кочан обхватить не могла. А вот картошка хорошая уродилась, вот видите, какое поле еще предстоит выкопать. Ну ничего, глаза боятся, а руки делают», — говорит Елена.

Держит она и небольшое хозяйство: куры, поросята. А вот коров никогда не держала, Елена смеется: «Она же большая, не смогу ее обихаживать». Кур хозяйка на мясо не режет — жалко, держит только для яиц. А они с благодарностью к своей маленькой веселой хозяйке щедро несутся и живут свою счастливую птичью жизнь.

Елена Басырева может сделать любую деревенскую работу: и дров нарубить, и косой траву скосить, и снег во дворе почистить.

 

«Я же упорная, всему научиться хочу и уметь многое. А то жизнь прожил, и ничего не умеешь, ничего не узнал. Так же не должно быть! К тому же мне помогают мои дети – мои сыночки-красавцы. В лес все лето ездим с младшим сыном Артемом на мотоблоке, он меня возит. Грибов, ягод набираю и себе, и на продажу… Но Артем в следующем году будет поступать в университет, уедет в город, поэтому меня возить не сможет. А я сама на мотоблоке не могу и без леса не могу. Поэтому у меня сейчас следующая цель — купить трицикл, у него три колеса, от электросети заряжается. Стоит около 400 тысяч тенге. Эта хорошая вещь, и главное – бензин не нужен, а то приходится за бензином ездить в райцентр, в селе-то заправки нет», — делится женщина.

Говоря про сыновей, Елена просто светится. Они – ее гордость и доказательство, что мечты сбываются и чудеса происходят.


Эти снимки были сделаны 10 лет назад. Старший сын Елены уже окончил колледж, младший учится в одиннадцатом классе.

«Врачи мне категорически говорили, что рожать мне нельзя, мол, и физически не смогу, и дети с таким же диагнозом могут на свет появиться. Но я не видела смысла жизни без детей. К тому же помнила, что доктора пророчили, что и я лежать всю жизнь буду, но ошиблись… Когда я была беременная старшим сыном, меня положили на сохранение и одна врач категорично заявила, что необходимо сделать срочный аборт. Но хоть мне и было тогда всего 19 лет, я твердо решила, что буду рожать и приму ребенка любым, буду любить и воспитывать», — вспоминает женщина.

Для того чтобы спасти своего малыша, Елене даже пришлось сбежать из больницы, оставив там все вещи. До сих пор с сожалением вспоминает, что в той больнице остались любимые бабушкины спицы.

«И родила я сама, роды принимала главный врач перинатального центра, и все хорошо прошло. А когда Артема рожала через семь лет, то мне уже никто ничего против не говорил», — улыбается счастливая мама.

О том, что не сложилась личная жизнь, Елена не жалеет, отвечает просто: видно, не судьба.

«Познакомилась с парнем, начали жить вместе, родился Димка, но разошлись. Через семь лет встретила отца Артема, но тоже не прижилось. Если честно, мне легче и проще одной. У меня всегда есть цели, планы, я всегда знаю, чего я хочу, и иду к этому. Вырастила мальчишек одна. Дима сейчас живет и работает в Петропавловске. Он окончил колледж, сварщик по специальности. Артем в одиннадцатый класс перешел, поедет поступать в следующем году на агронома в университет. Он хочет вернуться в село. Может быть, даже свое дело будем развивать, сеть теплиц сделаем», — делится планами Елена.

Сама Лена уезжать из села не собирается.

«Люблю свою родину, никуда не хочу. Да и жизнь у нас замечательная! Вода сейчас в доме. Дорогу до села сделали. Работа в селе есть, у нас же крестьянские хозяйства. И интересно, нескучно жить! Я же занимаюсь пауэрлифтингом, поднимаю штангу. В июне на областных соревнованиях завоевала две золотые медали. В сумме 75 килограммов на штанге отжала. Командное второе место мы заняли для района», — с гордостью говорит Елена.

А пару лет назад у Лены появилось еще одно увлечение – ТiкТок. Сначала просто смотрела видео, а потом и сама стала выкладывать ролики из деревенской жизни.

«Сначала я стеснялась себя показывать. Все-таки там весь мир тебя видит. А потом решилась. Сын меня поснимал, разместила видео вечером и спать легла. Утром просыпаюсь — а там просмотров больше 20 тысяч и столько комментариев хороших, лайков. После этого уже постоянно стала снимать свою жизнь», — говорит Елена

Сейчас на ее страницу подписаны более 150 тысяч пользователей. Есть ролики, которые набрали больше миллиона просмотров. А видео, где Лена показала своих сыновей, и вовсе посмотрели почти 10 миллионов человек.

@1980elena_0501 Ответ пользователю @dryy438bylo4ka #сыночки ♬ Дети — Руслан Кайтмесов

Темы для видео, признается Елена, и искать не приходится: она просто снимает свою жизнь, как она есть…

«Можно было бы и зарабатывать на блоге, но это нужно только им заниматься. А у меня такой склад, что нужно руками, делом деньги зарабатывать. Не по мне это. Поэтому занимаюсь для души. Ну и радуюсь, когда мне пишут, что я мотивирую людей чем-то заняться, трудиться больше, что помогаю инвалидам себя не стесняться», — признается Елена.

@1980elena_0501

В конце видео фото нашей сегодняшней команды ❤️

♬ оригинальный звук — Елена Басырева

Ну и конечно, социальные сети – это общение с разными интересными людьми. А на хейтеров, которых тоже хватает, Елена внимания не обращает.

«Я благодаря ТiкТок со столькими хорошими людьми познакомилась. Даже с Ван Даммом «подружилась». До сих смеюсь, когда вспоминаю наше знакомство. Я кручу, значит, банки, думаю: скучно же одной. Зашла в прямой эфир. И тут мы с ним пересеклись в эфире, я его даже не узнала. У меня вообще память на лица плохая, да он и изменился с тех пор, постарел все-таки. А потом мне говорят: это же Ван Дамм, голливудский актер. Потом смотрю — он на меня подписался, ну и я потом тоже подписалась на него. Он там что-то на своем говорит «ситуэйшен, ситуэйшен», а я в это время вокруг кастрюли с грибами бегаю – вокруг жар, пар… Жалко, что сам эфир не сохранился. Но я скрин сделала, чтобы показать своей сестре. И сейчас мы с ним переписываемся, онлайн-переводчик помогает», — со смехом рассказывает Елена.

«Лена, вы такая позитивная. Неужели никогда не отчаивались, не опускали руки?» – спрашиваем мы у маленькой сильной женщины.

«Нет, никогда у меня такого не было! Отчаиваться никогда не нужно. Жизнь – это же чудо, ты видишь, слышишь, ходишь, чувствуешь, и ведь это в одно мгновение может закончиться. Ну да, у меня такие ноги, такой рост. Но это мне не доставляет каких-то особых неудобств. Живу полноценной обычной жизнью. Это мне не помешало родить двух здоровых сыновей. Просто чисто внешне, что нет половины ноги… Ну и болят суставы и спина от этого. А так вообще нормально все. Все покупаю себе — брюки, джинсы — обрезаю и ношу. Хотелось бы, может, и в красивых платьях ходить, но что есть, то есть… Самое главное – принимать свою жизнь, быть счастливыми. Я всегда абсолютно счастливый человек!» – улыбается Лена.

При этом Елена еще и старается помогать всем окружающим: и людям, и животным. Недавно собаку подобрала на трассе, пес погибал от голода. Живут у нее шесть котов, тоже подобранные.

«А какая мечта у вас есть?» – спрашиваем на прощание.

«На Соловки хочу съездить. Я вообще нигде не была, только в детстве на Черное море родители возили. А взрослая никуда из области не выезжала. Я люблю историю, а там, на Соловках, монастырь древний. Хочу посмотреть. А может, и клад какой найти… У нас вот в деревне озеро Домашнее. Там церковь стояла на берегу. Во времена Гражданской войны через наше село отступал Колчак, здесь шли очень жестокие бои между белыми и красными. И до сих пор местные на берегу озера находят монеты, ножи, винтовки, я как-то нашла жетон офицера Белой гвардии. Даже родственники его отозвались потом… Вот думаю, может, и на Белом море что-то найду. Я же счастливая», — заключает наша собеседница. 

Фото и текст Елены Бережной. 

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru