“Мне сказали: “Ты позоришь семью и фамилию, отдай приют“
Волонтеры, занимающиеся помощью животным, нередко вызывают восхищение и уважение у окружающих. Однако мало кто знает, что им иногда приходится жертвовать всем: деньгами, отношениями с семьей, собственным здоровьем. Корреспонденты Tengrinews.kz побеседовали с одной из таких спасительниц братьев наших меньших — астанчанкой Гульмирой Назырхановой.
Первые шаги
Гульмира — в прошлом военнослужащая Вооруженных сил РК. С 2018 года находится в запасе. Помогать животным она начала еще в те времена, когда носила погоны.
«Моя волонтерская деятельность началась в 2016 году, когда я еще служила. Как я в этой теме оказалась, честно говоря, не понимаю до сих пор, потому что в жизни никогда не было животных. Семья была, скажем так, не настроена на животных. Всегда была мечта в детстве завести котеночка, щеночка, но дома не разрешали…»
«Началось все с появлением Instagram. Просто совершенно случайно зашла на страничку приюта и начала откликаться, чтобы помочь машиной перевезти животное. Сначала — помощь машиной, потом — помощь приюту продуктами, потом начала подбирать сама первых кошечек, которых видела, лечила на свои средства, искала дом».
«В 2018 году вышла на пенсию, активно помогала приюту для животных, на который была подписана… И потом в моей жизни появилась одна собака, которую я увидела на улице зимой. Она нуждалась в помощи. Забрали, лечили, оперировали. Определяли на платную передержку, на реабилитацию. Потом вторая собака появилась, которая тоже нуждалась в помощи. И уже после лечения, после реабилитации некуда было забирать этих собак. В квартиру не могла, жила на тот момент с родителями. И тогда пришла идея открыть свой приют для животных. Много думала насчет этого. Потом нашла единомышленника, с которым мы эту тему обсуждали. Приняли решение открывать приют на 20 животных, в приоритете — кошек. С этого все и началось. В мае 2019 года мы о себе заявили официально, открыли страничку в Instagram, арендовали дачу в городе», — вспоминает Гульмира. Сейчас она является руководителем общественного фонда и приюта для животных под названием «Сердце ангела».
Находится приют за Астаной, в одном из пригородных поселков. Там Гульмира, благодаря сборам средств, смогла приобрести дом. За животными смотрит нанятый работник.
«Благодаря помощи людей, подписчиков, а также блогера Гульмиры Абдрашевой мы смогли приобрести этот участок и дом. И в целом мы и другие приюты на плаву до сих пор только благодаря поддержке Гульмиры. Потому что в настоящее время, видимо, уровень жизни людей упал, помощи сейчас очень мало. Не справляемся вообще никак. Содержать приют с таким количеством животных — это очень затратно, это очень большие деньги. Порядка двух миллионов в месяц — это только прокормить. Потому что мы не экономим на еде. У нас корм и у кошек, и у собак 24 на 7 стоит, то есть, помимо сухого корма, который мы закупаем, у нас постоянно мясо, у нас постоянно куриная продукция для кошек. Все свежее берем, покупаем. Животных много и, соответственно, расход очень большой. Сколько ни купи, оно все быстро заканчивается. Поэтому очень большие деньги уходят просто на прокормить. Помимо еды, если кто-то заболеет, надо лечить. Это кастрация и стерилизация, чтобы они не размножались в приюте. Это вакцинация, «глистогонки», обработки. Это все очень больших денег стоит. Бывает, что лечение одной собаки обходится до 700 тысяч тенге. Потому что и стационары дорогие, и лечение дорогое, и операции дорогие», — объясняет она.
Свои слова Гульмира подкрепляет фотографиями. Вот, к примеру, одна из спасенных ею собак — Альма (в переводе с испанского — душа).
Фото предоставлены Гульмирой Назырхановой
На фото слева — то, какой она была, когда только попала в руки волонтеров. Она переболела чумкой, вдобавок ветврачи поставили ей сразу два диагноза: рахит и демодекоз (заболевание кожи, вызванное клещом). Справа же — то, какой Альма стала сейчас. Кажется, что она начала улыбаться.
Личные жертвы и здоровье
По словам Гульмиры, она так и не сумела найти поддержки своей деятельности от близких. Более того, родные требуют от нее прекратить помогать животным. Рассказывая об этом, волонтер заплакала.
«Это, конечно, болезненная тема. Семья просто не понимает моей, скажем так, деятельности, моего стремления. В принципе, когда я занялась животными, мы с семьей отдалились. Потому что у меня семья, наверное, такая вот традиционная. Дома конкретно говорили, требовали, просили, чтобы я прекратила этим заниматься, чтобы я отдала кому-нибудь приют, что у нас не положено так относиться к животным… что я позорю семью, позорю фамилию. Я, с одной стороны, понимаю почему. Потому что в этом стремлении помогать животным я всегда ставлю на последнее место себя, свое здоровье», — говорит она.
Волонтер призналась, что был период, когда она, посвящая все время помощи животным, просто-напросто запустила себя.
«Я дошла до критического веса — 150 килограммов. Я еле ходила. У меня предынсультное состояние было. И мне уже врачи говорили, что если я собой не займусь, то в любой момент у меня просто случится инсульт. Волонтеры, видя мое состояние и зная, что я сама о себе не позабочусь и что я действительно не сегодня-завтра уйду в мир иной, и приют останется без присмотра, обратились за помощью. Состоялась операция. Мне сделали бариатрию. Я похудела на 50 килограммов, даже на 60. Вернула себе здоровье. У меня появилось больше возможностей помогать, работать. С семьей отношения пытаюсь налаживать, но как бы все равно они против, хотят, чтобы я прекратила эту деятельность, ставят ультиматумы… Ну и это, конечно, все морально давит на меня… Но я своим родным говорю, что они меня воспитали хорошим человеком и что то, чем я сейчас занимаюсь, — это плод их воспитания. Потому что я никогда в жизни не была подлым человеком. Наверное, первый раз в жизни я занимаюсь тем, что мне по душе. Потому что всю жизнь как-то вот все было по требованию родителей, как хотят они…»
Посмотреть эту публикацию в Instagram
«Я ответственный человек по жизни, и я взяла обязательства за жизни… За очень много жизней. И как бы мне сейчас тяжело ни было, и как бы я ни вспоминала свою беззаботную жизнь раньше, до животных, сейчас я уже взяла обязательства за жизнь. Я не смогу с этим жить, если я просто брошу, предав тех, за кого я взяла ответственность. Поэтому сейчас дорога одна — идти только вперед. Что будет завтра, я не знаю. Но то, что я не отступлю и не брошу, это однозначно».
«Моей мечтой всю жизнь было переехать в Алматы. Я часто там бываю. Ездим, к слову, туда специально на машине, потому что у нас на трассе много точек, где мы кормим бездомных собак. И вообще, куда бы мы ни поехали, у нас всегда корм. Потому что везде на трассах брошенные животные… Я не могу переехать в Алматы, потому что у меня приют. И я его не брошу», — признается Гульмира.
Истории спасений
Стоит отметить, что над спасением собак и кошек вместе с Гульмирой работает целая команда волонтеров. И каждая история откладывается в памяти.
«У нас есть тазы по кличке Лютик. Его щенком нашли на помойке с отрезанным носом. Поехали, забрали, отвезли в клинику, сделали операцию. Полностью, получается, уже остаток носа удалили. Эстетически, скажем так, некрасиво, но он жив, он дышит, он до сих пор с нами. Он у нас в приюте уже больше трех лет. Шикарный красавец, который уже участвовал в фотосессиях».
Фото предоставлены Гульмирой Назырхановой«В селе Жибек жолы как-то несколько дней бегал пес с перевязанной шеей. Там уже пошел отек, веревка впилась в плоть. Всем миром его спасали, потому что он убегал, он боялся людей. И неравнодушные выезжали и ловили его. Отрезали веревку. Врачи сказали, что еще чуть-чуть и веревка пережала бы трахею. Долго лечили, потом в приют забрали, там обрабатывали».
Фото предоставлены Гульмирой Назырхановой«У нас также есть Эльза, которую пять лет назад изверг какой-то в фарш изрезал. То есть на ней не было вообще какого-то места неповрежденного. Просто сплошное месиво. Она до сих пор у нас. Как напоминание о пережитом, она вся в рубцах, в шрамах, шерсти нет — это уже на всю жизнь осталось. Таких историй очень много».
Фото предоставлены Гульмирой НазырхановойС отлова также забираем по мере возможности. Забираем животных, которые там не выживут: инвалидов, стариков, с онкологиями, слепых, без лапок и так далее. Тоже их всех лечим, оперируем. И даже если кто-то потом умрет, они, по крайней мере, доживают свою жизнь в любви, заботе, в сытости. То есть, по крайней мере, не в том аду, в котором они находились. У нас с отлова очень много животных, в том числе и изнасилованные собаки. Это была очень резонансная история. Было очень много откликов людей по этим собакам. Сейчас эти животные уже третий год находятся у нас в приюте».
Фото:instagram.com/vd_stopotlov
Дело в воспитании?
Многие перечисленные Гульмирой истории связаны с жестоким обращением. И, как считает волонтер, большую роль здесь играет воспитание.
«Сейчас мы наблюдаем много случаев жестокого обращения именно детьми над животными. И уже не только над животными. Это воспитание и безнаказанность. Сколько мы сталкивались со случаями жестокого обращения именно детьми, когда выкидывают котят, кошек, щенков с высоток. Мы много таких случаев видели. Волонтеры выезжали туда на разборки, пытались общаться с этими родителями. А те улыбаются: «Это же ребенок, ему же интересно». То есть для них это норма. То есть не сказать ребенку, что это неправильно, что так нельзя… Родители потакают своему ребенку, который убил сейчас кошку, то есть поощряют его. Ребенок, которому сказали, что все хорошо, будет продолжать это делать. Завтра ему будет интересно уже выкинуть соседского ребенка с высотки или еще что-то. Недавно же уже был такой случай«, — считает волонтер.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
«Безнаказанность развязывает руки людям. Я уже не говорю про детей. Взрослые нередко издеваются над животными, убивают их, какие-то страшные вещи делают над ними. И они это смело делают, потому что знают, что они ничего не получат, что они никак за это не ответят. Пока не ужесточится наказание, это все будет продолжаться. Потому что все те бездомные животные на улицах — это все плод безответственности человека, который выкинул своего питомца, который выкинул приплод, тех, кто не хочет стерилизовать своих животных, которым проще выкинуть. Этот бесконечный круговорот. Пока закон не начнет работать, пока люди не начнут отвечать за свои действия, за свои преступления, за издевательства, ничего не изменится».
Текст подготовил Иван Сухоруков.
Видео: Роман Павлов, Нурсат Рашитов.
Источник: tengrinews.kz