“От дна легче оттолкнуться“: как бывший наркоман помогает казахстанцам
Эта история о том, как вчерашние бездомные, алкоголики и наркоманы начинают новую жизнь. На севере Казахстана уже несколько лет действует дом милосердия, где находят приют и помощь люди с зависимостью.
Корреспондент Tengrinews.kz узнала, что руководит необычным реабилитационным центром Владимир Секишев. Он сам лет 20 был зависим от наркотиков, но смог остановиться и сегодня своим примером показывает, что начать новую жизнь никогда не поздно.
Мы отправляемся в Боголюбово. Село находится в часе езды от Петропавловска в очень живописном месте.
Вокруг села — красивые леса, поля, озера, неподалеку река Ишим.
Подъезжаем к дому милосердия.
С виду он ничем не отличается от соседних деревенских домов, но сразу обращаешь внимание, что вокруг тишина, а здесь жизнь кипит.
Вся площадка возле дома заставлена машинами. Во дворе мужчины убираются в сарае, кто-то возится в гараже.
Тут же навстречу с веселым лаем выбегает собака…
С крыши спешно спускается рыжий кот.
«Все вас встречают, — смеется Владимир Секишев. — Не все дождались, правда. Сейчас только ребята кабана повели в другой дом, а так вообще тут весело и шумно было».
Проходим в дом. На улице мороз, а здесь тепло и уютно: трещат дрова в печке, мурлычет кошка. Знакомимся с Владимиром. Наш собеседник с воодушевлением рассказывает о своих ребятах, о быте, мечтах и надеждах.
Планов на будущее у Владимира – громадье. А ведь каких-то восемь лет назад у него и будущего-то никакого не было, только отчаяние, боль и мысли о том, что от жизни ждать больше нечего.
«Впервые я попробовал героин в 14 лет, в компании. Никто не уговаривал, не заставлял, сам захотел. Сначала вроде и зависимости не было, просто нравилось состояние, нравилось кайфовать, а потом затянуло, бросить уже не мог. Не работал, был приспособленцем. У меня очень хорошие родители, благополучная, порядочная семья. Отец — дважды мастер спорта по тяжелой атлетике и гиревому спорту, мама — бухгалтер. Они, конечно, боролись за меня, по реабилитационным центрам возили, просили, уговаривали, но сам я меняться не хотел, поэтому бесполезно все было…» — вспоминает Владимир.
За 20 лет он четыре раза сидел в колонии за воровство и мошенничество. Мужчина признается, что тогда ему нравился такой образ жизни: без обязательств, наслаждение мнимой свободой.
«Наркоманы и алкоголики – самые большие эгоисты. Можешь говорить красивые слова, что любишь родителей или жену, детей, но на самом деле ты думаешь только о себе и выбираешь не близких, а наркотики или алкоголь. И потом становится тяжело с этим справиться, опускаешься все ниже и ниже, но остановиться не можешь. А когда на самом дне оказываешься, наверное, оттуда даже легче оттолкнуться, терять уже нечего: уже всех потерял, нигде тебя не ждут, никому ты не нужен«, — рассуждает бывший наркозависимый с 20-летним стажем.
Шоковой терапией для него стало то, что родители, которые долго терпели, прощали и принимали, перестали с ним общаться.
«Я, когда освободился в последний раз, пришел домой, стучу в дверь, думаю: вот сейчас родители обрадуются… А отец открыл дверь и сказал: «Все, не приходи сюда больше. Пока ты такой, у тебя нет родителей. Захочешь изменить жизнь — мы всегда поможем, а такой ты нам не нужен!» И дверь закрыл передо мной… Для меня это был такой шок, наверное, впервые что-то зашевелилось в душе», — вспоминает Владимир Секишев.
Но и тогда время еще не пришло… Он уехал в Астану, где начал употреблять «соли» — новые наркотики. Как в тумане прошли еще два года.
«Предел наступил. На том самом дне я уже был. Понимал: или что-то изменится в моей жизни, или я просто умру. Я начал думать: а зачем я вообще родился, ну явно же не для того, чтобы затравиться и умереть… Я позвонил отцу и попросил меня отвезти сюда, в Боголюбово», — рассказывает о первых шагах к новой жизни Владимир.
К слову, Секишев уже раньше бывал в этом реабилитационном центре, который открылся около 20 лет назад. Сюда его привозили родители, но тогда надолго Владимир здесь не задержался, сорвался и ушел.
«А когда приехал сюда восемь лет назад, уже было твердое решение изменить жизнь. После того как переступил порог этого дома, я больше ни разу не укололся, не закурил, не запил, не заматерился. И так хорошо и легко стало. Истинная свобода наступила. У меня был цирроз печени, гепатит С, ВИЧ… Сейчас цирроз прошел, гепатит вылечил, терапию принимаю. Женился, очень счастлив в браке. Ребенок у нас родился здоровым, жена тоже абсолютно здорова. Вот такие чудеса происходят в моей жизни. И самое большое чудо – это ребята, которые приходят и меняются», — говорит наш собеседник.
Он вспоминает, что, когда восемь лет назад зашел в этот дом, он был почти пустым. Здесь на тот момент никто не жил, один служитель следил за домом.
«Как сейчас помню, коза в доме стояла в углу, еще было три кролика. Потом какое-то время жили здесь двое ходячих и четверо ребят-инвалидов, которых забрали из городской больницы. Они получили инвалидность из-за обморожений рук и ног на улице. Через какое-то время я стал в доме милосердия служителем, потом — старшим служителем, года через три стал руководителем. Мы открыли благотворительный фонд. Пока никаких грантов мы не получали, но думаем об этом. У нас много социальных проектов, планов», — рассказывает о своем пути Владимир.
За это время дом милосердия значительно разросся и расширился.
Постояльцы дома своими силами построили гараж, баню, большие сараи и загоны, разводят поросят, крупный рогатый скот, птицу. На огородах выращивают овощи для собственных нужд.
«Мы все это сделали вместе с ребятами. Я понимал, что если это деревня, то нужно держать хозяйство, чтобы ребята были заняты, чтобы плохие мысли не посещали. И главное, чтобы было единство, чтобы вместе все делали. Поросят выращиваем уже года два, корм не покупаем, забираем пищеотходы из городской сети супермаркетов. Сейчас у нас свиноматок 20, пять кабанов, маленькие поросята. В этом году продали около 50 голов. Есть коровы, телята, куры. Планируем завести баранов. Держим скот мы на продажу, мы же полностью сами себя обеспечиваем, а затрат у нас немало», — делится Владимир.
Среди тех, кто попадает в этот дом, очень много бездомных. Кто-то приходит сам, кого-то забирают с улиц или из больниц. Новичков сначала отмывают, стригут и бреют, одевают в чистую одежду, при необходимости лечат.
«Недавно у нас несчастье случилось – сгорела наша баня, проводка замкнула. Для нас это важное место, где каждый день моются ребята, которые приходят или привозим с улицы. Недавно купили подтопленный во время паводка дом на разбор, будем новую баню строить, фундамент уже залили. Пока парни моются в другом доме, где у нас живут ребята с ограниченными возможностями», — рассказывает Владимир Секишев.
Сначала у дома милосердия в Боголюбово был всего один дом, где жили все вместе. Пять лет назад купили еще дом, куда переехали мужчины с инвалидностью, чтобы им было удобнее и комфортнее.
«В этом году мы похоронили четверых наших старожилов. Сергей и дядя Федя прожили здесь больше десяти лет, их двоих забрали из городской больницы. У Сергея не было ног, у дяди Феди – одной ноги. Когда все жили в одном доме, Сергей готовил кушать, дядя Федя по хозяйству трудился. Когда отделили их в новый дом, они тоже полностью себя обслуживали и другим еще помогали. Сначала у дяди Феди случился инсульт, потом — у Сергея. Сергею всего 60 лет было, дядя Федя на четыре года старше. Конечно, образ жизни сказался на здоровье, в прошлом оба пили сильно. Похоронили, очень тяжело было прощаться», — признается Владимир.
Сейчас в доме для людей с ограниченными возможностями живут пять человек, двое из них лежачие. Совсем недавно в этом доме поселился Жансерик. Он 40 лет был в рабстве в Алматинской области. Еще в юношестве ушел из дома, родственники потеряли его, искали много лет. А в этом году его брату сообщили, что пропавший без вести нашелся.
«Жансерик пережил многое. Ноги отказали, был открытый перелом руки, который неправильно сросся из-за отсутствия медицинской помощи. Забрали его с остановки, отмыли, подстригли, сделали документы, у него только свидетельство о рождении было. Документы помогал делать его брат. Он уже сам пенсионер, не смог забрать Жансерика. К тому же много лет родственники считали его погибшим… Вот живет у нас теперь, веселый такой дедушка. Мы верим, что он встанет на ноги и будет радоваться жизни», — делится Владимир.
Владимир Секишев ведет Instagram, и все истории о постояльцах дома милосердия он выкладывает на своей странице. Там есть история и Жансерика.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
С ребятами-инвалидами живет служитель, который помогает им. Владимир Секишев отмечает, что в доме для них о созданы все удобства, есть душевая кабина, интернет, библиотека.
В основном доме сегодня живут 16 человек. Но количество постояльцев постоянно меняется. Всего за эти годы через дом милосердия прошло более двух тысяч человек. Конечно, далеко не все начали новую жизнь, большинство вернулось обратно. Но много и тех, кто понял, что можно жить по-другому. А если человек решил что-то менять, его здесь всячески поддерживают.
Мы разговариваем с Владимиром на кухне, за его спиной — фотографии с эпизодами из жизни тех, кто тут нашел приют. Многие люди на фото уже давно живут трезвой жизнью и радуются.
«Кто-то встает на трезвый путь и крепко стоит. Леша, когда четыре года назад я привез его сюда, у него ноги не ходили, из-за алкоголя была нарушена координация движений. Он мне сказал, что едет умирать к нам. Но оказалось, что, наоборот, жить! Постепенно ноги восстановились, начал за кроликами ухаживать. Сейчас все у него хорошо, не пьет, женился, работает. Дядя Олег — очень хороший человек. Подобрали его на вокзале, восстановили документы, оформили заслуженную пенсию бывшего прапорщика, он служил в Германии. Совсем недавно у человека не было ни цели, ни смысла, руки опустились, но стоит только протянуть руку и показать, что человек нужен, и это уже совсем другой человек, как выяснилось, очень хороший помощник, лучший наш завхоз. У нас тут настоящая энциклопедия судеб, книгу можно смело писать. Самая большая радость для нас, когда люди меняются, когда восстанавливаются семьи, здоровье, статус, жизнь в обществе», — говорит Владимир.
Владимир признается, что бывает и так, что кто-то просто приходит, отмоется, переоденется, отдохнет недельку и уходит обратно в прежнюю жизнь. Есть такие, которые постоянно то приходят, то уходят
— И принимаете обратно? – спрашиваем у руководителя этого необычного реабилитационного центра.
«Мы их понимаем, как никто другой, сами такие были. Тем более привыкаешь ко всем, все уже свои. Каждый вносит какой-то вклад в общее дело, часть своей души. Ну сорвался, несвободный же человек. Как скажешь оставаться на улице, тем более когда зима, мороз… Конечно, могу сгоряча сказать что-то, потом ездишь и ищешь, переживаешь за каждого. Вот Ромка у нас был — ушел и запил. У него дом в Рабочем поселке, нашли его там уже мертвым. Что поделаешь? Приехал хоронить, тяжело так, обидно, что не выстоял. Хороший парень был», — говорит Владимир.
Свобода выбора – один из главных принципов работы дома милосердия. Здесь нет закрытых дверей и какого-либо принуждения.
«Обычно центры реабилитации полностью закрыты, даже за забор выйти нельзя. У меня всегда была мечта, чтобы у моих ребят была свобода, то есть, чтобы они здесь учились жить так, как будут жить в обычной жизни. Но в то же время у нас есть правила, которые не ограничивают, а приносят пользу. Здесь не пьют, не курят и не матерятся. Конечно же, никаких наркотиков. Это первое, что должен понять и принять человек, который к нам приходит», — говорит Владимир Секишев.
— А бывает такое, что пытаются, например, алкоголь тайно пронести в дом? – интересуемся у Владимира.
«Конечно, бывает. И под наркотиками ловлю, или некоторые пойдут куда-нибудь в деревню, а обратно приходят выпившие… Я в этом доме прожил четыре года вместе со всеми, под присмотром все были, сейчас я живу отдельно с женой и сыном, в доме неподалеку. Здесь помогает присматривать за порядком служитель, тут он находится постоянно».
В дом заходят ребята с улицы, сразу становится шумно и весело.
«Это Иван. Очень замечательный и веселый парень. Там, где Ваня, там все смеются и радуются. С Иваном мы с детства знакомы, жили в одном районе. У него была зависимость от «дизайнерских» наркотиков. Здесь уже пять месяцев», — знакомит нас Владимир.
Иван из Петропавловска. Рассказывает, что наркотики начал принимать из-за тяжелых событий в жизни.
«Эмоции были негативные, искал позитивных. Углубился не в ту сторону. А сюда пришел — здесь весело, хорошо, положительных эмоций много. Каждый день что-то новое и интересное происходит, обязательно что-то веселое. Планировать очень сложно. Сегодня вот вы приехали, а завтра кабан может убежать, и бегай за ним по деревне», — смеется Иван.
Иван признается, что ему было совсем плохо, когда написал Володя.
«Неделю лежал и в потолок смотрел, не ел, не пил. Володя написал: «Ты что раскис, давай к нам приезжай!» Кого-нибудь другого, может, и не послушал бы… Но Володя – это пример для всех, кто его знает. Живое доказательство, что надежда есть всегда», — говорит Иван.
С Иваном соглашается и Алексей. Его стаж употребления тяжелых наркотиков – более 20 лет. В доме милосердия он уже пять месяцев.
«Володю и других ребят знаю еще по прошлой их жизни. Все алкоголики и наркоманы — это ведь комьюнити, все знают друг друга, в одних местах собираются. Когда употребляешь, голова только на поиски денег и наркотиков работает, вот без семьи остался… Никогда не думал, что окажусь в таком месте, а теперь очень этому рад. Здесь готовлю есть всем, то есть исполняю обязанности повара. Я и в прошлой жизни готовил постоянно. Жена работала, а я дома сидел: когда употребляешь наркотики, работать невозможно», — делится Алексей.
Рустем здесь недавно. Рассказывает, что на наркотиках с 90-х годов, много раз пытался завязать.
«В армию уходил, два года не употреблял. Но иногда наркотики заменяешь чем-то другим, там это был алкоголь, анаша. А потом снова пошло-поехало. От меня все родные отвернулись, я один совсем остался. И так тяжело стало, понял, что дальше так продолжаться не может, просто до дна дошел, даже хотел суицид совершить… Сейчас мы здесь друг друга поддерживаем, это очень важно. Да, бывают трения, конфликты, как без этого, все ведь слабые люди. Повара, например, легко любить. А ты попробуй полюбить того, кто твои тапочки постоянно надевает, но учимся не раздражаться, учимся терпению», — говорит Рустем.
Андрей на сегодняшний день самый молодой из постояльцев. Сюда пришел сам.
«Несколько лет курил «соли». Потом уже невмоготу было, до «шизы» докурился. От знакомой услышал, что есть такое место, где примут и помогут, где хорошо. Приехал сюда, познакомился с ребятами. Я здесь всего неделю. Знаете, здесь ты, действительно нужен и интересен, можно проявить все свои таланты. Я сваркой занимаюсь, на гитаре играю. Мечтаю попасть в музыкальный оркестр, писать что-то свое», — рассказывает парень.
В этом доме никто без дела не сидит, работа находится для каждого и на увлечения времени хватает.
А это Родион, он здесь полгода. Пил… Был дом, семья, но с женой развелся, после чего еще больше пить начал.
Потом родители сказали: «Сам не справишься, езжай в дом милосердия». Здесь жизнь поменялась, о том, чтобы выпить, даже мысли не возникает. Сейчас Родион водитель, ездит на «Газели».
Помимо каждодневных дел, постояльцы дома занимаются спортом. Алексей показывает всем желающим, как правильно делать силовые упражнения на тренажерах. И желающих много. К самодельным тренажерам во дворе всегда протоптаны дорожки.
«Восстановление здесь очень быстро происходит. Помню, я лежал в наркологии, там уныние и тоска, чувствуешь себя больным и несчастным. А здесь ты полноценный человек, ты через неделю вот уже на тренажерах занимаешься, хотя ты несколько лет беспробудно пил или наркотики употреблял. И спишь нормально, и той физической ломки, которая должна быть, нет. Мы постоянно при деле, постоянно заняты. Как будто сама атмосфера здесь исцеляет», — отмечает Рустем.
Все обитатели дома ощущают поддержку и понимание, что они не одни и что мир полон добрых и отзывчивых людей.
«К нам в дом милосердия попал Дмитрий. Когда отрезвел и пришел в себя, рассказал, что в трудное время ему помогала женщина. Она кормила его, поддерживала, и он отдал ей на хранение свои документы, при этом не зная ни ее имени, ни где она живет… Мы поделились этой историей в соцсетях, и та самая женщина откликнулась. Они встретились. Это был момент, который не описать словами. В такие моменты понимаешь, что в нашем Петропавловске есть по-настоящему добрые люди, готовые помочь, не требуя ничего взамен», — рассказывает Владимир Секишев.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
На этой доброй и позитивной ноте мы прощаемся с обитателями дома милосердия и его руководителем.
Нас провожает Иван, который на прощание организовывает для нас небольшую экскурсию по хозяйству дома милосердия.
«Вот тут в одном сарае у нас живут коровы, куры и кошка. Мирно живут, как и все мы здесь. Коты сами приходят, вот этот вчера только пришел. Всех принимаем, всем рады. Для меня вообще без кота и жизнь не та. Иду по деревне — на каждом плече по коту сидит», — смеется Ваня.
Кстати, Иван о своей жизни в Боголюбово рассказывает в соцсетях, ведет блог с деревенским вайбом.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
«А вот моя Мурочка любимая! – знакомит нас Иван со своей любимицей — коровой — и тут же смеется. — Девочки, фоткаемся! В интернет попадем».
На прощание спрашиваем у Ивана, не собирается ли он уезжать из дома милосердия.
«Работы еще очень много. На весну готовлю себе огород. Хочу сделать высокие теплые грядки, зелень посажу, редиску, огурцы… Да и котов куда дену? Помните, как в стихотворении про бабушку и кота:
«А боль, словно острая спица, засела в районе хребта
Но как она ляжет в больницу? Ей не с кем оставить кота…
Ей скоро уже девяносто, она доживет и до ста
Секрет долголетья? Все просто: ей не с кем оставить кота».А собак куда? Так что будем жить!» — прощаясь говорит Иван.
Текст и фото Елены Бережной
Источник: tengrinews.kz