Уникальный исторический объект разрушается на востоке Казахстана
Недалеко от Семея находится исторический памятник — постоялый двор, состоящий из 40 домов. Корреспондент Tengrinews.kz побывала в уникальном месте и узнала, что остатки исторического наследия находятся под угрозой.
Постоялый двор относится к Чарской ярмарке — второй по значимости и объему товарооборота на территории Казахстана с конца XIX до начала XX века. Ярмарка проходила дважды в год — весной и осенью. Торговцы жили в домах неподалеку от нескольких недель до месяца, пока шла торговля.
Чарская ярмарка была специализированной: на ней торговали исключительно скотом. Этот скот чаще всего обменивали на товары народного потребления — ткани, чай, посуду и многое другое. На ярмарку съезжались кочевники, жители отдаленных аулов и купцы.
Во время одной из экспедиций краеведы из Семея обнаружили несколько десятков свинцовых пломб, которыми в конце XIX — начале XX века торговцы запечатывали рулоны ткани, посуду и другие товары, а также небольшие кованые замки, которыми запирали сундуки с товарами. Удалось даже установить, кому принадлежали привезенные на Чарскую ярмарку товары.
«Примерно 80 процентов из найденных 28 свинцовых пломб принадлежат купцу Викуле Морозову. Именно он специализировался на торговле тканями, привозя их на ярмарку в обмен на скот. Более того, он не только продавал ткани, но еще и производил их, как и его дядя Захар Морозов, владелец Богородско-Глуховской мануфактуры», – рассказал председатель краеведческого общества «Прииртышье» Марат Сасанов.
Он отметил, что движение скота в каждом новом году начиналось именно с Чарской ярмарки. Отсюда практически весь купленный скот перегоняли в Омск, а непроданный отправляли в Куянды. Кроме местного скота, туда также перегоняли семиреченский, который затем направлялся на Атбасарскую и Акмолинскую ярмарки. В отдельные годы годовой оборот Чарской ярмарки достигал впечатляющей суммы в 310 тысяч рублей.
Но основной объект нашей поездки – дома, в которых жили торговцы в период ярмарки. Это уникальное сооружение, получившее название 40 дворов, по количеству строений. Корреспондент Tengrinews.kz посетила этот исторический объект с представителями краеведческого общества «Прииртышье».
Строения расположены на возвышенности, с которой в XIX веке открывался вид на всю ярмарку.
Стены строения где-то выше роста человека, местами видно, где были отверстия для окон и входы в помещения, коридоры и даже сохранились ниши в стенах, в которые торговцы складывали религиозные атрибуты, деньги и ценные вещи.
Здесь, в гостевых домиках, жили торговцы и владельцы скота, прибывавшие на ярмарку из самых отдаленных уголков Казахстана, Китая, Монголии, России и других стран. Они проживали на постоялом дворе довольно долго – ярмарка в среднем длилась от двух недель до месяца.
«Элементы постоялого двора по сравнению с аналогичными поселениями очень хорошо сохранились: некоторые стены выше человеческого роста, хорошо видна планировка, коридоры и даже сохранились окна и входные двери. Видно, как создавалось строение: на каком расстоянии выкладывался бутовый камень (куски природного камня неправильной формы, получаемые при разработке горных пород), на каком – саманный. Это позволяет понять, как люди возводили подобные сооружения», – рассказал председатель краеведческого общества Марат Сасанов.
Также отчетливо видны окружавшие дворики стены, коридоры, можно найти следы очагов. Здесь краеведы в разное время находили царские монеты разного достоинства и мужские серебряные печатки того времени.
На территории и сейчас встречаются элементы фарфоровой и керамической посуды XIX века, в том числе с клеймами заводов, металлические изделия. К примеру, мы нашли мотыгу, довольно тяжелую, выкованную кузнецом, осколки посуды, украшенные рисунками, элемент казана.
Интересно увидеть своими глазами эти строения, возведенные еще в XIX веке. Завораживает как сам исторический объект, так и красивейшая природа вокруг и вид на долину.
Сейчас оставшиеся постройки никак не защищены от погодных условий и подвержены разрушению – местами обваливаются стены, под тяжестью камней проседают оконные перекрытия.
А иногда «помогают» и люди, не знакомые с историей места. Несколько лет назад кто-то завез стройматериалы и планировал начать строительство.
Увидев это, краеведы сообщили районному акиму и в краеведческий музей, чтобы довели до всех, что на этом месте нельзя ничего возводить. Работы прекратились, но стройматериалы до сих пор не убрали, их и сейчас можно увидеть на территории уникального поселения.
«В идеале было бы хорошо внести этот объект в список памятников и возвести над всем постоялым двором крышу, чтобы защитить от осадков. Местами провести реконструкцию, чтобы восстановить обрушенные стены. Это позволит посетителям более наглядно понять планировку помещений – туристы смогут ходить по этому объекту, знакомиться с его историей. У него удобное расположение от трассы, всего 12 километров, если в перспективе сделать грейдерную дорогу – будет еще ближе. Таким образом, можно сделать хороший туристический объект и возить туристов на один день, чтобы они все это увидели, познакомились с историей этого места», — рассказал Марат Сасанов.
Пока же подобные объекты никак не защищены. На обратном пути в одном из населенных пунктов краеведы решили показать нам старый колодец, выложенный внутри камнем.
Они обнаружили этот источник 10 лет назад. Колодец большого размера, по словам краеведов, обычно колодцы значительно уже: значит, в этой местности было большое количество скота и его нужно было поить.
Рядом с колодцем находилась плита, на которой было выбито имя и фамилия человека, его выкопавшего, и крест. Это своеобразный способ увековечить свое имя – выкопать колодец, чтобы люди, которые приходили к источнику за водой, видели, кто его создал, и благодарили этого человека по имени. Но в этот раз камень с обозначением исчез, а значит, еще одну частицу истории не удалось сохранить.
Краеведы отмечают, что в древности колодцы были способом прокладывать путь — по их расположению можно было определять маршрут.
Сейчас же в степи их довольно сложно обнаружить – колодцы засыпаны, ты можешь идти рядом и понять, что это именно колодец, только когда подошел к нему вплотную.
«Аналогов в Казахстане нет»: уникальная находка археологов на юге страны
Ранее уникальный храмовый комплекс обнаружили археологи при раскопках близ озера Кызылколь в Сузакском районе Туркестанской области. Каменный храм имеет солярно-лучевую культовую архитектуру из нескольких помещений и коридоров. По словам специалистов, он относится к Кангюйской эпохе и аналогов ему в Казахстане нет.
Фото и текст Виктории Щербаковой
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp
Источник: tengrinews.kz