Хайп или норма? Можно ли снимать место авиакатастрофы
Трагедии, такие как авиакатастрофа в Актау, становятся тяжелым испытанием для всех — пострадавших, их близких, очевидцев и журналистов. В такие моменты важно помнить об этических нормах и законодательных ограничениях, чтобы не усугубить страдания людей и не нарушить их права. Особенно остро стоит вопрос о фото- и видеосъемке на месте катастрофы: где граница между общественной необходимостью и этическими нормами? Корреспондент Tengrinews.kz обратился за комментариями к экспертам, чтобы прояснить эти аспекты.
Можно ли снимать место катастрофы?
С точки зрения этики
Директор Правового медиа-центра Диана Окремова подчеркивает, что катастрофы — одна из самых чувствительных тем для журналистов с точки зрения этики. Вопрос о том, где проходит граница между этичным поведением и необходимостью предоставления фото- и видеоматериалов, актуален не только для Казахстана, но и для всего мира.
«С одной стороны, некоторые действия или публикации могут считаться неэтичными. С другой стороны, журналисты не могут обойтись без визуального сопровождения своих материалов — невозможно полностью рассказать о событии без визуального материала. Еще один важный момент — это общественный интерес. Люди хотят знать причины происшествия, испытывая естественное любопытство и тревогу, поскольку никто пока не знает причин. Все понимают, что у журналистов и блогеров должно быть больше прав, что они более свободны в своих действиях», — отметила Окремова.
Чтобы не переходить этическую грань, фото- и видеоматериалы необходимо тщательно фильтровать, отмечает Диана Окремова. В первую очередь следует избегать крупных планов лиц и тел, особенно пострадавших или погибших. Такие кадры, по словам эксперта, должны быть максимально заретушированы.
«Что касается закона, то, насколько я знаю, в Казахстане нет определенной нормы, которая предусматривала бы наказание за публикацию таких материалов. Практически во всех странах мира освещение жертв катастроф и аналогичные материалы относятся к журналистской этике. Нужно относиться с тактичностью и пониманием к горю людей. В законодательстве есть норма о праве на собственное изображение — это когда вы можете подать в суд за то, что ваше изображение где-то опубликовали. Мы все понимаем, что в таких случаях вряд ли люди будут обращаться в СМИ с просьбой убрать фото — речь идет о горе и людям просто не до этого. Поэтому такие вещи остаются на усмотрение журналистов и блогеров, этот вопрос как раз-таки относится к этике», — объяснила эксперт.
С точки зрения закона
Адвокат Акмолинской областной коллегии адвокатов Нурлан Жанабаев прокомментировал ситуацию с юридической точки зрения.
«Согласно действующему законодательству, осмотр места происшествия, в том числе фото и видеосъемка производится с разрешения правоохранительного органа, который осуществляет на самом месте исследование всех фактов совершенного того или иного правонарушения либо происшествия», — рассказал Жанабаев.
Место происшествия могут осматривать лишь люди, обладающие для этого соответствующими полномочиями.
«Надо иметь ввиду, что зачастую осмотр места происшествия производит уполномоченное должностное и процессуально независимое лицо, то есть следователь. Либо — по согласованию — прокурор от Генеральной прокуратуры. Это делается так, потому что место происшествия является небезопасным для других граждан. То есть, специальные правоохранительные органы не осмотрели место происшествия. Никто не знает, может ли пострадать человек, который осуществляет фото- и видеосъемку», — отметил юрист.
Для большей ясности адвокат Нурлан Жанабаев привел конкретные примеры.
«Представьте ситуацию с обнаружением взрывчатого вещества. В таких случаях все ждут прибытия сапера. Только после того, как он осмотрит и обезопасит территорию, туда допускают других. Так же и здесь — место происшествия может быть небезопасным для окружающих.
Что касается съемки с дрона, тут тоже есть риски. Например, дрон может взорваться, а его осколки причинят вред людям. От таких ситуаций никто не застрахован. Более того, дрон может упасть на человека, которому нужна помощь, и затруднить спасательные работы. Мы не можем заранее предугадать все возможные последствия», — пояснил Жанабаев.
Отметим, 25 декабря во время брифинга в Актау вице-премьер Канат Бозумбаев призвал общественность и журналистов не распространять ложные сведения и не публиковать шокирующие кадры с места трагедии в Актау.
«Там (на месте крушения самолета. — прим.) часть тел можно было опознать, а часть нет. Там же пожар был. Поэтому, пользуясь случаем, хочу попросить: одно из наших популярных изданий выложило видео с фрагментами частей тел — соблюдайте этику. Родные и близкие могут увидеть. На хайпе журналисты показывают фрагменты тел, обожженные обезображенные. Тысячи родных и близких — уважайте их, пожалуйста», — заявил 25 декабря вице-премьер.
Крушение самолета Баку-Грозный под Актау: что произошло?
25 декабря близ Актау потерпел крушение пассажирский самолет авиакомпании Azerbaijan Airlines, следовавший рейсом AHY8243 по маршруту Баку (Азербайджан) – Грозный (Россия).
Самолет вылетел в 08:49 по времени Астаны из аэропорта Баку на 11 минут раньше запланированного времени. Из-за густого тумана в Грозном самолет сначала перенаправили в Махачкалу, а затем в Актау. Пролетая над Каспийским морем, экипаж подал сигнал «чрезвычайная ситуация» (squawk 7700). Пилоты запросили экстренную посадку, аэропорт готовился принять судно, но в 11:30 самолет рухнул в 3 километрах от аэропорта.
Официальная причина происшествия пока неизвестна. В СМИ распространяют разные предположения, в том числе попадание птицы в двигатель самолета, а также взрыв кислородного баллона в салоне. Черный ящик нашли вечером того же дня, теперь экспертам предстоит расшифровка его данных.
Расследование
По факту катастрофы создана межведомственная следственно-оперативная группа под руководством Генеральной прокуратуры Казахстана. В ее состав вошли специалисты транспортной прокуратуры, МВД и МЧС. Расследование находится на особом контроле генерального прокурора и главы МВД. Специалисты Embraer вылетели в Казахстан.
Сколько пассажиров было на борту
По информации МЧС Казахстана, на борту находились 62 пассажира и 5 членов экипажа:
- 42 гражданина Азербайджана;
- 16 граждан России;
- 6 граждан Казахстана;
- 3 гражданина Кыргызстана.
Среди выживших граждане Азербайджана, России и Кыргызстана. По нашей информации, к этому часу в катастрофе выжили 29 человек, но состояние некоторых тяжелое. Среди казахстанцев выживших нет.
Погибли казахстанцы:
- Тулесинов Сандибек Екибаевич, 16.11.1988 года рождения, уроженец Мангистауской области, проживал в Жанаозене.
- Джумагулов Бауыржан Джумабаевич, 30.09.1985 года рождения, уроженец Мангистауской области, проживал в Жанаозене.
- Махсудова Галина Растамбековна, 12.01.1978 года рождения, уроженка Мангистауской области, проживала в Актау.
- Шаймерденова Гаухар Жумагатовна, 17.07.1975 года рождения, уроженка Алматы, проживала в Астане.
- Жумагат Эльдар (сын Гаухар Шаймерденовой), 23.08.2013 года рождения, проживал в Астане.
- Джутаева Салима Аманжоловна, 21.02.1995 года рождения, уроженка Костанайской области, проживала в Караганде.
Девять пострадавших россиян проводили в Москву утром 26 декабря. Выживших в происшествии азербайджанцев тоже доставят на родину. Среди выживших два члена экипажа — бортпроводники Айдан Рагимли и Зульфугар Асадов. Оба находятся в сознании. Стюардессу ранее показали на видео.
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp
Источник: tengrinews.kz