“Дома меня всегда ждут. Но никогда не знаешь, вернешься ли“
Задержание опасных преступников и преступных группировок, освобождение заложников, борьба с терроризмом и наркоторговлей, охрана первых лиц во время саммитов и других важных мероприятий — все это лишь часть задач, которые ежедневно выполняют бойцы подразделений специального назначения. Их называют просто — спецназ.
В народе их появление нередко называют «маски-шоу», ведь лица этих людей всегда скрыты под балаклавами ради их же безопасности. Оставаться в тени — часть их работы.
Специальное подразделение «Бүркіт» («Беркут») входит в состав Национальной гвардии МВД и выполняет широкий круг задач. Бойцы участвуют в задержании особо опасных преступников, ликвидации незаконных вооруженных формирований, предотвращении диверсий на важных государственных объектах, пресечении массовых беспорядков, освобождении заложников и обеспечении порядка.
Корреспонденты Tengrinews.kz на условиях полной анонимности побеседовали с одним из таких бойцов. Он рассказал о том, как устроена служба в спецназе, с какими трудностями приходится сталкиваться и какие случаи навсегда остались в его памяти за годы работы.
Сразу отметим, что наш разговор с бойцом спецназа был недолгим. Его ответы были лаконичными и сдержанными: это черта, свойственная многим военнослужащим. Однако за этими короткими фразами скрывается богатый опыт, ведь за плечами у Рауана (назовем его так) более 10 лет службы в подразделении специального назначения.
Мечта стать спецназовцем появилась у него еще в 17 лет, когда он поступил в военный институт. И мечта стала реальностью: в 2013 году Рауан был принят на службу в элитное подразделение специального назначения «Беркут». Начинал он сапером, затем работал штурмовиком, а позже стал снайпером, это его последняя должность на службе.
«Боец спецназа должен уметь заменить любого специалиста в своей группе. Иными словами, должен знать все: быть снайпером, пулеметчиком, штурмовиком, владеть навыками горной подготовки, высотного альпинизма, оказывать первую медицинскую помощь. Но при этом каждый из нас остается специалистом в своей сфере. Я начинал свою службу сапером, изучал подрывное дело. Но мне всегда очень нравилось штурмовать здания, мне нравились эти тренировки по тактике специальной подготовки. Помню, даже изучал статистику и выяснил, что при штурме здания чаще всего ранение получает второй или третий боец. Первый успевает проскочить и занять позицию. Моя последняя должность в подразделении — снайпер», — рассказывает Рауан.
Рауан привел впечатляющие цифры. В 2024 году подразделение «Беркут» выполнило 3800 служебно-боевых задач. В ходе этих операций было ликвидировано 19 организованных преступных группировок, а также задержано более 800 преступников.
Он также рассказал, почему бойцы спецназа всегда скрывают свои лица за балаклавами.
«Сокрытие лица позволяет нам быть в тени. Все боевые операции проходят скрытно. Если люди будут знать, что такой-то служит в спецназе, это подрывает выполнение задачи. Это также сделано в целях безопасности наших семей. Мы часто выезжаем на задачи в другие населенные пункты. Если в это время нашему бойцу начнут поступать угрозы расправы над его близкими, о какой самоотдаче этого бойца может идти речь?
Наши родные и близкие знают, где мы работаем и чем занимаемся. Но в то же время мы особо не афишируем свою деятельность. Иногда, когда люди узнают, что я военнослужащий, меня спрашивают: «А вы где и кем работаете?» Я шутя отвечаю как в фильме «Брат-2»: «Писарем в штабе работаю», — говорит Рауан.
Как объяснил Рауан, во время штурма или задержаний соотношение бойцов и преступников должно быть три к одному. То есть если преступников пятеро, к операции привлекают не менее 15 спецназовцев. Он также поделился несколькими историями с боевых задач, которые особенно запомнились ему и его коллегам.
«В 2016 году к нам обратились с задачей найти плантацию наркотических растений в Актюбинской области. У нас была лишь примерная наводка: село и примерная геолокация. Нас высадили на трассе, и мы пешком отправились к указанной геоточке, однако там ничего не нашли и заночевали на месте. Утром мы продолжили движение и спустя долгое время все-таки нашли плантацию. На месте был молодой парень с ружьем и ножом. Мы его задержали, передали координаты нашим коллегам и остались ждать их прибытия. Они должны были приехать на следующий день, и мы там остались ночевать.
Кусты, кстати, были выше человеческого роста. Ночью спали по очереди, так как надо было следить, чтобы задержанный не сбежал. И в целом мы предполагали, что за ним могут приехать. Но, к счастью, ночь прошла спокойно. На следующий день приехали сотрудники. Нас поблагодарили за работу. Мне эта история запомнилась тем, что все это было некой военной романтикой, когда ты в горах, ходишь по красивым местам. К тому же мы не рассчитывали на то, что выполнение задачи продлится аж трое суток», — вспоминает Рауан.
Он также рассказал о погоне, во время которой бойцы «Беркута» преследовали машину с преступниками на вертолете. По автомобилю пришлось открыть огонь с высоты птичьего полета.
Еще один случай произошел недалеко от Шу, когда группа спецназовцев задерживала автомобиль с наркодилерами. Водитель попытался скрыться, сдал назад и сбил одного из бойцов. По машине был открыт огонь, в результате чего один из преступников погиб, остальных задержали. Боец спецназа спустя время восстановился и вернулся в строй.
«Боевая подготовка в «Беркуте» — ежедневный, непрерывный процесс. Помимо физической подготовки, мы отрабатываем навыки ведения боевых действий в различных условиях: в городе, горах, лесу. Проводятся также занятия по оказанию первой помощи, по горной подготовке, по высотному альпинизму.
Ты должен уметь работать в коллективе, уметь всегда прикрыть товарища в любой обстановке. Если даже тебе придется пожертвовать своей жизнью для того, чтобы твое подразделение выполнило поставленную задачу. А для этого необходимо твердое понимание, зачем ты здесь, для чего ты выполняешь эту задачу. Должна быть сильная идеология. Служба в спецназе — это не просто работа. Я бы сказал, что это образ жизни», — говорит Рауан.
У Рауана есть семья — жена и дети. Он рассказал, что вызов на боевое задание может поступить в любой момент, независимо от того, где он находится или чем занят. Главное — максимально быстро прибыть в пункт сбора. Если на задании телефон должен быть отключен, то супруга Рауана несколько дней находится в неведении — в порядке ли он.
«Дети всегда ждут моего возвращения. Супруга их успокаивает, говорит: «Папа скоро вернется». Ты никогда не знаешь, вернешься ли домой после задания, но всегда уверен, что дома тебя ждут, любят и ценят.
Несмотря на все тяготы и лишения воинской службы, я рад, что моя жизнь связана с подразделением «Беркут». Для меня и моих сослуживцев это лучшая работа в мире. Хоть она и связана с опасностью, с рисками… Как и любой другой воин, я считаю, что нет лучшей смерти, чем погибнуть, защищая свою Родину. Для меня служба — это возможность защищать свою Родину, защищать свою семью, внести вклад в развитие нашей страны путем поддержания безопасности», — с гордостью сказал Рауан.
Читайте также:
Как служат девушки спецназа «Беркут»
Тренировочный день: как обучают «Беркут»
Текст подготовил: Иван Сухоруков.
Над видео работали: Нурсат Рашитов, Роман Павлов.
Фото предоставлены спецназом «Беркут».