Правило “помехи справа“: что это и как оно работает
Правило «помехи справа» — один из ключевых принципов, который должен знать каждый водитель. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, многие участники дорожного движения до сих пор путаются в его применении, что нередко приводит к аварийным ситуациям. Что это за правило, как оно работает и в каких случаях его можно применять, разбирался Tengri Auto.
Что такое «помеха справа»?
Правило «помехи справа» — это принцип, который используется для определения приоритета проезда на дороге, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность не установлена знаками, светофором или другими пунктами ПДД. Согласно этому правилу, водитель обязан уступить дорогу транспортному средству, приближающемуся справа.
«Суть простая: если перекресток нерегулируемый (нет светофора, нет знаков приоритета), ты обязан уступить дорогу машине, которая подъезжает справа от тебя», — объясняет автоэксперт Алексей Алексеев.
Как работает правило на практике?
Представьте ситуацию: вы подъезжаете к нерегулируемому перекрестку, где нет ни светофора, ни знаков приоритета. Справа к вам приближается другой автомобиль. В этом случае вы обязаны уступить ему дорогу, так как он является для вас «помехой справа».
Однако важно помнить, что это правило действует только при соблюдении трех условий:
- траектории движения пересекаются. Если ваши пути не пересекаются, уступать дорогу не нужно;
- нет других правил, регулирующих приоритет. Если на перекрестке установлены знаки приоритета или работает светофор, правило «помехи справа» не применяется;
- участники движения равнозначны. Например, правило не действует, если на дороге находятся трамваи или транспортные средства спецслужб с включенными проблесковыми маячками.
Когда правило «помехи справа» не работает?
Несмотря на универсальность, у правила есть исключения. Оно не применяется в следующих случаях:
- на регулируемых перекрестках. Если работает светофор или регулировщик, ориентируйтесь на их сигналы;
- при наличии знаков приоритета. Знаки «Главная дорога» или «Уступи дорогу» отменяют действие правила;
- при выезде с прилегающей территории. Водитель, выезжающий со двора или парковки, всегда обязан уступить дорогу тем, кто движется по основной дороге;
- при наличии трамваев. Рельсовый транспорт всегда имеет приоритет, независимо от направления движения.
Почему именно справа?
«Почему именно справа? Все просто: ваш взгляд слева направо воспринимает «правую сторону» в последнюю очередь, поэтому она считается самой неожиданной и опасной — водитель справа может не заметить вас, если вы не уступите», — добавляет Алексей Алексеев.
Это правило основано на логике и психологии восприятия. Водитель, который находится справа, может быть менее заметен, особенно в условиях ограниченной видимости.
Лайфхак для запоминания
Чтобы не запутаться, эксперт рекомендует использовать простую аналогию: представьте, что справа от вас — важный гость, которому нужно уступить дорогу. Или запомните, что правая сторона — чужая, а левая — ваша (водители праворульных машин — исключение).
«Правило «помехи справа» — это простая логика, которую, к удивлению, многие водители вспоминают только после «близкого знакомства» с соседней машиной. А зря, ведь выучить его совсем несложно», — резюмирует Алексеев.
Алексей Алексеев — автоэксперт, журналист с опытом более 30 лет в сфере автожурналистики. Последние 17 лет главный редактор журнала «За рулем» в Казахстане.
Ранее мы рассказывали, какой поворотник нужно включать при въезде на кольцо.
Круговое движение — одна из тех тем, которая вызывает массу споров среди водителей. Какой поворотник включать при въезде на кольцо? С какой полосы выезжать? Кто кому уступает? Эти вопросы часто становятся причиной не только дискуссий, но и аварийных ситуаций.
Еще больше интересных автоновостей смотрите в нашем Instagram и TikTok
Источник: tengrinews.kz