“Ритуал, а не веселье“: как казахи распределяют мясо за дастарханом

У казахов мясо играет важнейшую роль как в культуре питания, так и в традициях, обрядах и символике. Это не просто еда, а целый пласт культурного наследия, связанный с гостеприимством, уважением и социальной иерархией.

Подробнее о культуре и традициях казахского народа, связанных с потреблением мяса за дастарханом, корреспонденту Tengri Life рассказала историк Салтанат Асанова.

«Поедание мяса у казахов – это целый ритуал»

Фото: Tengrinews.kz/Турар Казангапов

По словам историка, поедание мяса у казахов – это целый ритуал, который наполнен глубокими смыслами.

«Если мы возьмем казахский дастархан, то каждая часть туши животного имеет свое предназначение, свое место в раздаче блюда за дастарханом. У нас, казахов, есть такое понятие, как «Ет мүшелеу», то есть разделить тушу на части – начиная от головы, бас жілік, қара жілік и прочее. И каждая часть предоставляется определенным членам рода или людям, которые сидят за дастарханом. Голова обычно подается старцам, затем зятю – күйеу бала подается грудинка (төс). Самому почетному гостю подается тазобедренная кость (жамбас). Суставные кости задней части считаются более почетными (их называют жілік). Менее почетными частями считаются ребра, шея и прочее, их отдают уже другим гостям», – пояснила историк.

Преподношение головы (бас тарту) за дастарханом

Фото:Tengrinews.kz/Турар Казангапов

Также отдельное место занимает преподношение головы (бас тарту) за дастарханом.

«Приготовленная голова подается наиболее старшему человеку. При этом голову не имели права кушать и разделывать мужчины, у которых жив отец. Эта привилегия только тех, кто приобрел статус главы семьи или рода. Вообще считалось, что старикам голову подавали в силу того, что она была более диетической, мягкой, это такая коллагено-белковая еда. В общем, голова считается очень полезной для людей преклонного возраста», – отмечает Салтанат Асанова.

Однако человек, которому была преподнесена голова, не имел права сам все съедать. Он должен был делиться со всеми, кто сидит за дастарханом – родственниками и гостями.

«Там тоже есть своя иерархия. Глаз подается наиболее почетному или уважаемому человеку, потому что это считается деликатесом. Уши подаются молодежи. Все это делается с приговоркой «глаз, чтобы ты хорошо видел, ухо, чтобы ты хорошо слышал, язык – чтобы ты был красноречивым. Небо – чтобы у человека был хороший голос или он был оратором. То есть любая часть несет в себе некие ритуальные содержания. Вообще, казахский дастархан – это одна из тех живых традиций, которые сохранились в этнографической реальности казахского народа до сегодняшнего дня. Но это вообще-то ритуал», – добавила Салтанат Асанова.

Порядок рассадки гостей за дастарханом

Фото: Tengrinews.kz/Турар Казангапов

За казахским дастарханом четко определен порядок рассадки гостей, места. А также учитывается порядок распределения угощения за столом и порядок выражения благопожеланий (тілек). Это включает и благодарности за угощения хозяевам дома.

«Сейчас в современной бытовой казахской культуре идет немножко неправильное отношение к данному действию. Почему-то сейчас у нас приглашение гостей и дастархан рассматривается как способ веселья. Но это не столько веселье, сколько ритуал. Это жертвоприношение и живой обряд, в котором есть свое правило проведения и четкие границы, где каждый участник этой церемонии должен высказать свое благословение и благопожелание людям, которые приготовили это угощение. Считалось, что за счет этого приходит благополучие (құт-береке) этому дому. Я бы сказала, что это такой обряд жертвоприношения и единения. Поэтому там веселья было достаточно мало, но имелось большое смысловое содержание», – подытожила историк Салтанат Асанова.

Волки, лошади и вороны: почему эти животные священны для казахов?

Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp

Tengrinews

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru