Когда ИИ — главное оружие. Казахстан включается в мировую гонку

Мир вступил в новую технологическую гонку. Не ядерное оружие, не нефть, не блокчейн — главным активом XXI века стал искусственный интеллект. США и Китай развивают собственные языковые модели, строят дата-центры, скупают чипы и захватывают рынок решений на базе ИИ. Лидеры этих стран говорят об ИИ наравне с обороной. Глава Google Сундар Пичаи предупреждает: влияние нейросетей на человечество будет сильнее, чем от электричества или огня. А в Китае стремительно растет новое поколение продуктов, как DeepSeek, Moonshot и Zhipu AI, которые уже бросают вызов американским моделям.

На этом фоне встает вопрос: какое место в этой гонке может занять Казахстан? Tengrinews.kz разбирается, как страна реагирует на глобальные тренды, какие ИИ-решения уже внедряются и какие задачи ставит перед собой государство, чтобы не оказаться в роли наблюдателя.

Больше не фантастика

Искусственный интеллект перестал быть научной фантастикой: он стремительно входит в нашу повседневность и превращается в поле глобальной технологической гонки.

«Перед нашими глазами разворачивается новая эра. Воздействие технологий ИИ столь же революционно, как открытие электричества и интернета… Некоторые эксперты оценивают потенциальный вклад ИИ в четверть глобального ВВП», — заявил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на форуме Digital Bridge 2023.

Схожие настроения разделяют мировые лидеры: сегодня за лидерство в сфере ИИ соревнуются прежде всего США и Китай, инвестируя миллиарды и внедряя разработки во все сферы жизни.

Фото пресс-службы Акорды

Лидеры гонки: США ускоряют инновации

Америка сохраняет ведущие позиции в развитии передовых ИИ-моделей. Американские исследовательские лаборатории и компании задали тон нынешнему буму ИИ. Калифорнийский стартап OpenAI выпустил в конце 2022 года чат-бот ChatGPT, который менее чем за год привлек порядка 100 миллионов пользователей в неделю. Это сделало ChatGPT самым быстрорастущим потребительским приложением в истории, а его название — нарицательным.

rokas91/Depositphotos.com

Технология OpenAI легла в основу множества продуктов: от интеллектуального поисковика в браузере Bing до помощников для программистов. Более 2 миллионов разработчиков по всему миру уже интегрируют модели OpenAI в свои сервисы, причем продукты ChatGPT еще в 2023 году использовали свыше 90 процентов компаний из списка Fortune 500​. Иными словами, американский ИИ повсеместно внедряется в бизнес-процессы, образование, аналитику и повседневные приложения.

Не только OpenAI двигает прогресс. В США появилось несколько влиятельных компаний, соревнующихся в создании все более совершенных алгоритмов. Например, стартап Anthropic (основанный выходцами из OpenAI) разработал чат-бот Claude и фокусируется на «конституционном ИИ» — принципах безопасного и этичного поведения моделей.

Google объединила свой исследовательский отдел с британской лабораторией DeepMind и анонсировала собственную сверхмощную модель Gemini, способную конкурировать с GPT-4 по возможностям.

Primakov/Depositphotos.com

Корпорация Meta пошла путем открытости: в июле 2023 года она бесплатно выпустила исходные модели LLaMA 2 для исследований и коммерческого использования, сотрудничая с Microsoft.

Благодаря этим инициативам США остаются законодателями мод в сфере ИИ: по данным Стэнфордского университета, в 2022-2023 годах американские организации создали больше всего крупных моделей, а их качество пока лидирует в мировых рейтингах.

Где используются эти достижения?

Повсеместно. Генеративные модели переводят тексты, пишут код, ведут диалоги и даже генерируют изображения по описанию. Например, алгоритмы OpenAI интегрированы в офисные программы (Microsoft 365 Copilot помогает составлять документы и презентации на основе ИИ), системы поддержки клиентов (чат-боты на сайтах банков и сервисных компаний), медицинские приложения (анализируют снимки и подсказки врачам). В сфере образования учителя применяют ИИ для персонализации обучения, а студенты – для помощи в исследованиях и творческих проектах. В промышленности предиктивные алгоритмы прогнозируют поломки оборудования и оптимизируют логистику. Одним словом, американские ИИ-разработки уже сейчас работают на повышение эффективности во множестве отраслей: от IT до сельского хозяйства.

Китай: ставка на открытые модели и масштабное внедрение

Китай, видя успехи США, развернул собственное наступление в гонке ИИ. Особенностью китайского подхода стал упор на доступность и эффективность разработок. В условиях ограничений на поставки передовых чипов (из-за экспортного контроля США) китайские инженеры добились впечатляющих результатов в оптимизации обучения моделей. В начале 2024 года малоизвестный китайский стартап DeepSeek произвел фурор, заявив о создании крупной модели R1, способной решать сложные задачи не хуже аналогов от OpenAI, но обученной всего за 6 миллионов долларов — против более 100 миллионов долларов затрат на обучение GPT-4.

yalcinsonat1/Depositphotos.com

«DeepSeek показал, что китайские лаборатории могут создавать передовые модели даже в условиях санкций», — отмечает венчурный инвестор Кевин Сюй.

Успех R1 (а затем обновленной модели DeepSeek V3) спровоцировал в Китае взрывной рост интереса к open-source-моделям: независимые разработчики начали массово строить приложения на базе открытого кода, а крупные IT-гиганты поторопились представить собственные решения.

Сегодня в Китае одновременно развивается несколько мощных линий ИИ: государство поощряет и поддержку техногигантов, и конкуренцию стартапов. Среди наиболее заметных примеров можно выделить:

Baidu — поисковый гигант, выпустивший еще в 2023 году чат-бот Ernie Bot. Весной 2025 Baidu объявила, что сделает доступ к Ernie Bot бесплатным для всех пользователей с 1 апреля, открыв широкий доступ к своим большим языковым моделям. Этот шаг напрямую связан с усилением конкуренции на рынке ИИ и появлением инновационных новичков вроде DeepSeek​ (примечательно, что к концу 2024 года аудитория Ernie Bot уже достигла 430 миллионов пользователей). Baidu также внедрила в своего бота новую функцию Deep Search — улучшенный поиск с «мыслящим» ИИ, который тоже будет доступен бесплатно​.

Alibaba — китайский лидер e-commerce, который в 2023 году представил семейство открытых больших моделей Qwen. Alibaba сделал их открытым исходным кодом, чтобы сторонние разработчики могли применять эти модели в своих продуктах​. Такой подход ломает стереотип, будто Китай держит технологии в секрете — напротив, открытые модели Qwen призваны стимулировать инновации в экосистеме Alibaba и за ее пределами.

ByteDance — компания, владеющая TikTok, создала собственную языковую модель Doubao 1.5, сделав упор на ее дешевизну и эффективность​. ByteDance заинтересована внедрять ИИ в свои сервисы контента и рекомендаций, а также предлагать решения для сторонних клиентов на базе Doubao.

Zhipu AI — амбициозный стартап, вышедший из недр Университета Цинхуа. В марте 2025 года Zhipu запустила бесплатного AI-агента AutoGLM, способного выполнять задачи по планированию путешествий, веб-поиску и даже написанию научных обзоров​. Агент построен на собственных моделях Zhipu (GLM-Z1-Air и GLM-4-Air) и, по словам CEO Чжан Пэна, уже превосходит модель DeepSeek R1 по скорости и эффективности​. Принципиально важно, что доступ к AutoGLM открыт всем желающим через веб-сайт и приложение, тогда как конкуренты предлагают подобных AI-агентов по подписке​. Zhipu позиционирует это как стратегию расширения доступа к ИИ. Более того, Zhipu утверждает, что ее флагманская модель GLM-4 превзошла GPT-4 от OpenAI на ряде тестов​.

Mojahid_Mottakin/Depositphotos.com

Таким образом, Китай демонстрирует комплексный подход: государство стимулирует развитие ИИ (через инвестиции, послабления регуляций и крупные инфраструктурные проекты), техногиганты открывают свои наработки и соревнуются за аудиторию, а стартапы удивляют смелыми инновациями.

По данным отчета Stanford HAI, китайские модели уже быстро сокращают разрыв в производительности с американскими. Если США делают ставку на частный сектор и коммерческие прорывы, то Китай опирается на масштаб: огромные данные, миллионы пользователей, госпрограммы по внедрению ИИ в промышленность, города (Smart City) и госуправление. Результат — ИИ все глубже проникает в жизнь китайского общества: от популярных суперприложений до систем видеонаблюдения с распознаванием лиц.

«Казахстан не должен отставать»

Казахстан, как подчеркивает Президент Касым-Жомарт Токаев, не намерен остаться в хвосте прогресса.

«Я постоянно акцентирую внимание на задаче тотальной цифровизации и повсеместного внедрения искусственного интеллекта. Наступила новая эпоха, когда, по сути, определяется, какие страны смогут поставить новые технологии себе на службу, а какие — останутся в хвосте прогресса.

Применение искусственного интеллекта кардинально повысит эффективность использования бюджетных средств, улучшит налоговое и таможенное администрирование, оптимизирует государственные закупки, упростит все процессы взаимодействия граждан и государства», — сказал Президент в марте 2025 года на заседании Нацкурултая.

Токаев подчеркнул, что лично занимается вопросами цифровизации и искусственного интеллекта, встречаясь с зарубежными специалистами и предпринимателями.

«Не все эти встречи выходят в официальную хронику, но хочу вас заверить, что данный вопрос находится под моим контролем».

Фото пресс-службы Акорды

ИИ в Казахстане: от госуслуг до принятия решений

Еще в октябре 2023 года Токаев объявил о планах разработать национальную стратегию развития ИИ и обозначил приоритетные отрасли для внедрения: нефтегаз, энергетику, сельское хозяйство, транспорт и логистику​.

Тогда же Президент отметил, что нужны «все условия для развития ИИ» в стране, включая модернизацию законодательства. Он указал: более 120 стран уже приняли акты по регулированию ИИ и Казахстану следует поспешить с созданием собственной современной правовой базы.

В конце 2024 года правительство приняло Концепцию развития искусственного интеллекта на 2024-2029 годы, а также учредило специальный комитет по искусственному интеллекту и развитию инноваций при Министерстве цифрового развития. К 2029 году количество продуктов с применением искусственного интеллекта должно вырасти в пять раз.

Отдельный закон об ИИ сейчас рассматривается в Парламенте; он предусматривает, в частности, запрет на создание полностью автономных систем ИИ, не подконтрольных человеку​.

Для технологического суверенитета важно развивать инфраструктуру: «В первую очередь требуется нарастить вычислительные мощности», — подчеркнул Токаев.

Конкретное поручение правительству — за два года обеспечить строительство дата-центров, специализирующихся на ИИ, привлекая мировых партнеров (Amazon, Google и другие). В Нью-Йорке осенью 2023-го он даже встречался с руководством этих компаний и заручился их предварительной поддержкой в реализации проектов дата-центров в Казахстане.

Фото пресс-службы Акорды

Особое внимание уделяется цифровизации госуправления с помощью ИИ. На расширенном заседании правительства в конце января 2025 года Президент поручил уже до конца 2025 года интегрировать элементы ИИ в систему электронного правительства. «Правительство должно построить целостную систему цифровизации и применения ИИ», — заявил он, отметив важность внедрения ИИ в проектах Smart City.

Токаев прямо указал кабинету министров начать внедрение инструментов ИИ во всех государственных органах и нацкомпаниях. По его словам, тотальная цифровизация должна облегчить взаимодействие государства с гражданами, минимизировать бюрократию и коррупцию.

Таким образом, на уровне государства сформирован четкий запрос: интегрировать искусственный интеллект во все ключевые процессы — от оказания услуг населению до принятия решений.

Развитие ИИ в Казахстане перестает быть теорией — уже есть конкретные примеры внедрения. В системе госуслуг применяется Цифровая карта семьи — прообраз персонализированного помощника, обрабатывающего данные о казахстанских семьях.

В медицине нейросети помогают казахстанским врачам диагностировать болезни точнее и быстрее, анализируя снимки КТ, МРТ, флюорографии​. Уже сейчас студенты в вузах используют возможности GPT-подобных систем для подготовки проектов и презентаций.

В июле 2024 года Касым-Жомарт Токаев объявил о создании международного центра искусственного интеллекта Alem.AI. Центр призван выполнять именно эту роль: объединять государство, бизнес и науку для прорывных проектов. Фактически Казахстан стремится создать у себя аналог Кремниевой долины в области ИИ/

Несмотря на успехи, Казахстан осознает и риски, связанные с ИИ. Руководство страны указывает на рост кибермошенничества и распространение дезинформации с помощью нейросетей.

«Нейросети не только открывают большие перспективы, но и несут серьезные риски и угрозы. К примеру, сейчас активно создаются высококачественные фейки для распространения недостоверной информации и манипуляции общественным мнением. Надо законодательно закрепить принципы ответственного использования искусственного интеллекта, этические аспекты, а также обеспечить прозрачность и открытость в его развитии и применении», — отмечал Президент.

Планируется запретить опасные практики, такие как скрытое манипулирование поведением людей, распознавание эмоций без согласия и социальный скоринг граждан​. Эти меры призваны закрепить принципы этичного и безопасного использования ИИ. Все это прописывается в законе, который сейчас находится на рассмотрении в Парламенте.

Одновременно ставится амбициозная цель — обучить 1 миллион казахстанцев навыкам работы с ИИ за 5 лет. Для координации усилий по развитию ИИ по поручению Президента будет сформирован совет по развитию ИИ с участием ведущих международных экспертов.

Кроме того, разрабатывается национальная языковая модель Kaz-LLM — казахстанский аналог GPT, который обучается на 148 миллиардах токенов и призван защитить цифровой суверенитет страны. На базе Kaz-LLM уже создаются прикладные продукты, например AI-помощники для портала eGov, системы электронных обращений e-Oтinish и даже юридический ассистент для помощи гражданам.

Искусственный интеллект меняет все

В итоге глобальная гонка искусственного интеллекта набирает обороты и на финишной прямой хотят быть не только сверхдержавы. Казахстан, обладающий амбициями и стратегическим видением, пытается использовать свой шанс войти в число технологических лидеров. Пройдет еще несколько лет, и станет ясно, сумеет ли наша страна превратить декларации в реальные прорывы.

Пока же очевидно одно: искусственный интеллект уже меняет привычный порядок вещей: от того, как мы лечимся и учимся, до того, как управляется бизнес и государство. Эра ИИ уже началась, и от того, насколько активно и умело Казахстан встроится в эту эру, зависит и его роль в мировой экономике, и качество жизни будущих поколений. В гонке за ИИ нет финиша — это марафон инноваций, где важно не отстать от лидеров. Казахстан делает все, чтобы бежать в этой гонке наравне.

Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp

Tengrinews

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru