Что такое ремень ГРМ в авто и что будет, если он лопнет
Для многих автовладельцев обрыв ремня ГРМ звучит как приговор двигателю. Но почему эта скромная деталь так важна и какие последствия ждут машину, если она выйдет из строя, разбирался Tengri Auto.
Что такое ремень ГРМ
«Газораспределительный механизм (ГРМ) — это сердце двигателя. Ремень или цепь синхронизируют работу коленвала и распредвала, чтобы клапаны открывались и закрывались в точно заданный момент. Если тайминг сбивается, мотор начинает работать неправильно, а в худшем случае — уничтожает сам себя», — рассказывает автоэксперт Александр Шаргородский.
Ремень ГРМ — это прочное резиновое кольцо с зубцами, которое передает вращение от коленвала к распредвалу. Часто он также приводит в действие водяную помпу, что делает его еще более критичным элементом.
Почему рвется ремень ГРМ
Основные причины обрыва:
- Естественный износ – даже если пробег небольшой, резина со временем дубеет и трескается.
- Попадание масла или антифриза – течи из сальников разрушают материал ремня.
- Неправильное натяжение – слишком слабое или, наоборот, перетянутое.
- Заклинивание помпы или роликов – дополнительная нагрузка приводит к разрыву.
Как понять, что ремень скоро порвется
- Трещины и расслоения – если на боковой поверхности видны повреждения, деталь нужно срочно менять.
- Странные звуки – тиканье или шуршание из-под кожуха ГРМ.
- Проблемы с запуском – мотор «троит», теряет мощность, возможны хлопки в выхлопной трубе.
- Масло на ремне – если сальники текут, ремень быстро изнашивается.
Что будет, если ремень порвется
Последствия зависят от типа двигателя:
- в обычных моторах (с «невмешательством» поршней в зону клапанов) – придется заменить ремень и ролики.
- в интерференционных двигателях (где клапаны и поршни встречаются при сбое синхронизации) – гарантированно погнутся клапаны, возможны повреждения поршней и головки блока.
«90 процентов современных двигателей — интерференционные, — предупреждает эксперт. — Если ремень рвется на ходу, клапаны «встречаются» с поршнями, и ремонт может обойтись в сотни тысяч. В некоторых случаях проще купить контрактный мотор».
Как избежать катастрофы
- Меняйте ремень по регламенту – обычно каждые 60-120 тысяч километров или 5-7 лет (даже если пробег маленький).
- Проверяйте состояние — при каждом ТО заглядывайте под кожух.
- Меняйте ролики и помпу вместе с ремнем — изношенный натяжитель может убить новый ремень.
«Запомните: если не уверены в состоянии ремня — везите машину на диагностику. Дешевле заплатить за замену, чем за новый двигатель», — резюмирует эксперт.
Александр Шаргородский — автоэксперт с 20-летним стажем. 10 лет работы в компании по продаже и поставке шин.
Еще больше интересных автоновостей смотрите в нашем Instagram и TikTok
Источник: tengrinews.kz