Эксперт высказался о проекте морских судоходных каналов в Северном Каспии
Проект морских судоходных каналов в Каспийском море сегодня у общественности вызывает много споров и опасений. Оператор проекта компания NCOC (North Caspian Operating Company) заявляет, что данный проект крайне необходим для продолжения добычи на Кашаганском месторождении. В то же время оппоненты компании считают, что каналы повлияют на состояние донной растительности, бентоса, планктона и так далее.
На тему пользы и вреда от проекта высказалась признанный эксперт в этой области – доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Республики Казахстан и директор ТОО «Терра-Природа» Наталья Огарь. Наталья Петровна подчеркнула, что ее профессиональный опыт позволяет судить о масштабах ущерба, который потенциально может быть нанесен в процессе строительства морских каналов в Каспийском море.
«Я посвятила десять лет исследованиям в Каспийском море, работала в различных проектах в Атырауской области, в том числе на проектах дноуглубительных работ в дельте реки Жайык, на каналах Яицкий, Большой и Малый.
Мой опыт многолетних исследований по судоходным каналам в дельте реки Жайык (Урала) и в акватории Северного Каспия показал, что биота (то есть исторически сложившаяся совокупность видов живых организмов, объединенных общей областью обитания — прим. автора) со временем восстанавливается, так как это естественный процесс. Лучшие условия для себя разные виды флоры и фауны находят сами, так как они приурочены к определенным биотопам.
Судоходные каналы есть везде, их борта отсыпаются вынутым грунтом. В таких условиях на мелководьях хорошо размножается вегетативным путем тростник обыкновенный (Phragmites australis). Он выносит достаточно сильное засоление грунта и произрастает на глубине 3 и более метров. Тростник дает много семян, которые, прорастая, корнями сдерживают гумус, и это дает возможность закрепления другим, погруженоводным растениям и водорослям. На первой стадии (1-3 года) это разреженные, не сомкнутые заросли тростника с тонкими стеблями. По мере накопления биомассы корневищ в слое грунта они разрастаются в ширину от основания и распространяются по склону отвала, пока сохраняются благоприятные условия для достижения воды корнями.
Со временем в подводном ярусе тростниковых зарослей поселяются погруженоводные растения, макрофиты, такие как рдест гребенчатый (Myriophyllum spicatum), уруть колосовая (Potamogeton pectinatus), роголистник погруженный (Ceratophyllum demersum), взморник морской (Zostera marina), а также харовые и зеленые нитчатые водоросли. Таким образом формируется устойчивая экосистема, которая препятствует развитию эрозионных процессов. Это благоприятные места обитания для рыб и птиц водно-болотного комплекса.
Ну а если говорить непосредственно о проекте судоходных каналов компании NCOC, я изучила имеющийся в свободном доступе раздел «Оценка воздействия на окружающую среду». Данный проект включает в себя строительство морских судоходных каналов в том числе, а также дноуглубление акваторий вблизи искусственных островов на территории месторождения Кашаган.
С экологической точки зрения по данному проекту проведены все необходимые исследования и получены положительное заключение государственной экспертизы и согласования уполномоченных органов.
Основной причиной строительства дноуглубительных каналов в Северном Каспии является устойчивое падение уровня Каспийского моря за последние 10 лет. В настоящее время в течение года существуют периоды, когда морской флот NCOC не может функционировать из-за низкого уровня воды. Ожидается, что средний уровень Каспийского моря (СУКМ) будет продолжать падать и в итоге имеющийся флот не сможет выполнять свои функции на регулярной основе.
Существует определенная вероятность того, что среднегодовое значение уровня Каспийского моря в районе Восточного Кашагана будет ниже показателя минус 0,98 метра к 2023 году. В данном районе моря, где и ведутся нефтяные операции, сезонные и суточные колебания (в том числе вызванные ветрами) могут привести к падению уровня моря на целых 2 метра. Для дальнейшей разработки месторождения это, несомненно, станет главной проблемой.
Оценка возможных вариантов обслуживания морских объектов показала следующее:
Таким образом, из всех рассматриваемых вариантов очевидно преимущество морских судоходных каналов.
Проложенные маршруты и трассы каналов были спроектированы на основании сравнительного анализа возможных вариантов их размещения, с учетом специфики развития месторождения Кашаган, его изученности в течение периода эксплуатации, с учетом обеспечения безопасности движения и эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций.
Вход в каналы осуществляется с более глубокого участка моря, через западный подходной канал, который имеет ориентацию с запада на восток и расположен к северу от острова D. Общая длина каналов – 56 километров. Площадь воздействия проекта составит около 29 квадратных километров, что не превышает 0,036 процента от общей площади Северного Каспия.
В целом обмеление Каспийского моря и других крупных водных объектов, как в Казахстане, так и во всем мире, обусловлено потеплением климата. Это реальность с непредсказуемой тенденцией и скоростью развития процессов. Если современный уровень Каспийского моря будет продолжать падать, суда смогут перемещаться только по углубленным каналам. В таких условиях реализация проекта морских судоходных каналов действительно является экологически приемлемым и оптимальным решением, которое позволяет решить вопросы морской логистики в требуемые сроки».
Источник: tengrinews.kz