“Ты либо готов, либо нет“. Закулисье из центра Алматы
Алматы снова стал центром музыкальной культуры. На площади Абая стартовал The Spirit of Tengri, единственный в Казахстане фестиваль современной этномузыки. Для зрителей это были часы музыкального восторга под открытым небом, для артистов — сцена, объединившая голоса разных культур. А для команды, что осталась за кадром, — десятки часов работы, сотни решений и тысячи деталей, из которых сложился праздник.
Мы провели один день с теми, кто делает The Spirit of Tengri возможным. Слушали, наблюдали, спрашивали, фотографировали. И теперь рассказываем, как это было – изнутри.
The Spirit of Tengri проходит при поддержке генерального партнера — жилого комплекса «Мереке».
Первые шаги: монтаж, кофе, инструкции
Приготовления к фестивалю начались за несколько дней: сцену возвели заранее, расставили шатры, разметили технические зоны. Сейчас все уже на своих местах,- но площадь пока полупустая. Слышны шаги монтажников и хлопоты ремесленников, раскладывающих изделия на витринах.
На сцене — десятки людей. Одни раскладывают кабели вдоль конструкций, другие проверяют свет и настраивают прожекторы. Все должно быть идеально.
Позади сцены — своя жизнь. Склад, гримерки, шатры, столы с оборудованием. Продюссеры проверяют общую готовность. Координаторы дают инструкции волонтерам. Технический специалист достает из рюкзака ноутбук, садится прямо на кейс с надписью FOH и открывает последний вариант план-схемы.
«Даже самый супермасштабный фестиваль начинается с команды из пяти-шести человек — продюсирование, финансирование, творческая часть, — рассказывает продюсер Константин Головин. — А дальше вокруг этой основы выстраивается вся остальная команда. Каждый отвечает за свою зону, и со временем она разрастается до сотни человек».
Он смотрит на сцену, где идет подготовка к саундчеку, и добавляет:
«Мы каждый год стараемся показать культуру других стран — через эксклюзивный контент. Потому что, если честно взглянуть на карту всех фестивалей Казахстана, самое уникальное — именно здесь. И ремесло, и этномузыка — все настоящее».
На пультовой — главной зоне управления фестивалем — звукорежиссер Виктор Арестов. Он, к слову, с фестивалем с самого начала — с 2013 года.
«Самая большая сложность в том, что это не сольный концерт, — говорит Виктор, не отрываясь от работы. — Каждый артист приезжает со своими условиями, своими инструментами, со своими «хотелками». А у нас так повелось, что все — для музыкантов. Даже если это вызывает кучу сложностей».
Он показывает на пульт итальянской группы Kalascima:
«Вот, например, они приехали со своим пультом. Нужно подключить его к нашей системе. В обычной ситуации мы бы просто забрали сигнал, и все. А здесь нужно, чтобы работало безупречно: и их оборудование, и наше. И на все — максимум 10 минут. Пока между выступлениями будет играть диджей».
Особый вызов, по мнению Виктора, этнические инструменты.
«Некоторые настолько уникальные, что нет даже второго такого. Надо не просто озвучить — надо, чтобы он звучал именно так, как должен. Красиво. Живо. Честно», — говорит он.
Рядом — режиссер фестиваля Марина Ожерельева. Она кивает и подхватывает мысль:
«Тут никто не работает «сам по себе». Музыканты, свет, звук, режиссура — это все один организм. Иногда звукорежиссер даже помогает артисту раскачать публику. Они чувствуют друг друга. Это и есть магия».
Саундчек, пультовая и оживление сцены
Сцена уже «живая», артисты выходят на саундчек. Несколько ударов по барабану — и звук проносится через пустую площадь. На пультовой кто-то проверяет каналы микрофонов, кто-то крутит фейдеры, кто-то молча кивает в ответ на голос со сцены.
Арт-директор Павел Белоусов отвечает за то, что зритель видит на экранах. В его руках — визуальный язык фестиваля. Павел буквально «переводит» музыку в картинку. Готовясь к фестивалю, переслушивает каждую композицию сотни раз, чтобы уловить ритм, энергетику и атмосферу — и передать все это светом, цветом и движением на LED-экранах.
«Каждая группа играет по 7-10 композиций. А всего коллективов около десяти. Это более 70 треков, и под каждый нужно придумать отдельный визуал. Все должно быть уникальным, авторские права никто не отменял. А еще «открывашки» и «закрывашки» — короткие заставки до и после выступления. Они тоже на мне», — улыбается Павел.
Кстати, именно Павел 12 лет назад разработал узнаваемый сейчас визуальный стиль The Spirit of Tengri — логотип и цветовую палитру.
За сценой — движение. В центре этой суеты — Наргиз Шакер. В 2017-м она пришла на фестиваль как волонтер, а сегодня — ассистент режиссера и менеджер по работе с артистами. Она знает, где кто из них находится, что им нужно и когда выводить на сцену. Контролирует тайминг, сверяет готовность площадки, координирует 18 волонтеров.
«Здесь невозможно быть в стороне, — говорит Наргиз. — Ты все время на связи: с артистами, с координаторами, с волонтерами. Ты будто сам становишься частью сцены, даже если тебя никто не видит», — говорит она.
На каждой репетиции идет точный замер: сколько времени уходит на установку инструментов и оборудования конкретной группы, где кто будет стоять, как артист будет двигаться по сцене.
Между выступлениями, пока одну группу будут провожать за кулисы, техники начнут устанавливать оборудование и настраивать звук для следующей. Чтобы заполнить эту паузу, на сцену выйдет диджей — он продолжит держать ритм и вовлекать публику в движение.
Точно! Надо поговорить с диджеем.
«Как настрой? Готов к выступлению?» — спрашиваем его у пульта.
«Как всегда, — отвечает он. — Здесь важно не просто включить трек. Нужно подхватить настроение и не дать ему упасть. Это как мост между живыми выступлениями, чтобы ни одна минута не пропала в тишине».
Финальные приготовления и первые гости
Площадь уже не выглядит пустой. Вокруг сцены начинают собираться первые зрители: кто-то сидит на лавочках, кто-то уже у сцены, кто-то рассматривает изделия ручной работы в шатрах ремесленников. В воздухе пахнет баурсаками и легким волнением.
В гримерках — последние штрихи. Параллельно с этим за сценой продолжается марафон микрорешений. За кулисами организаторы переглядываются: «Ну что, идем по графику?». Кивает режиссер. Кивает видеоинженер. Все знают — вот-вот.
Обратный отсчет
За полчаса до старта на площади уже не протолкнуться. Люди подтягиваются к сцене, готовят телефоны. Кто-то встает на носочки, чтобы увидеть лучше, кто-то снимает stories с хештегом #Spirit2025, кто-то просто молча смотрит вперед — в ожидании первых звуков.
Сцена уже сияет. Световые приборы выстроены по точкам, звук отстроен, мониторы на местах. Техники пробегают последние круги, осматривая сцепки, розетки и стойки.
Запускается 30-минутный диджей-сет — подборка электронной этнической музыки. Это не просто фоновый трек, это звуковой мост между дневной суетой и вечерним действом.
На часах 17:55, а на LED-экране появляется обратный отсчет: 5 минут. 4. 3. Команда замирает, на их лицах волнение, смешанное с концентрацией. Отсчет заканчивается джинглом фестиваля и мощными раскатами грома.
«Это как запуск ракеты. Ты либо готов, либо нет, — говорит продюсер за сценой, поправляя гарнитуру».
И вот — первый аккорд. Сцена взрывается светом, публика — аплодисментами.
The Spirit of Tengri начинается.
В ритме вечера
С каждой минутой фестиваль становится громче, ярче, глубже. На сцене сменяются коллективы. За кулисами — другая сцена, невидимая. Здесь все работает, как по нотам: артисты готовятся к выходу, техники меняют сетап. У звукорежиссера — наушники на одном ухе и планшет в руке, каждый трек он знает заранее, но все равно держит на контроле.
Одни артисты только что вернулись со сцены — с улыбкой и блестящими глазами. Другие, наоборот, настраиваются.
Наргиз Шакер провожает артистов на сцену — по традиции обмениваются хлопком ладоней на удачу. А когда те возвращаются после выступления, спрашивают у нее: «Ну как? Как было?». Хотя по аплодисментам и крикам в толпе все и так ясно. Но артистам важно услышать это еще и от команды.
«Самое сложное — это бесшовность шоу, — говорит Наргиз. — У нас нет пауз, все идет потоком. Нужно быть уверенной, что каждый артист готов, что все по райдеру. Я перепроверяю все по сто раз, чтобы каждый из них уехал отсюда с кайфом и хорошими эмоциями».
Артисты, особенно те, кто впервые приехал из Европы, по ее словам, часто не знают, чего ждать от фестиваля. А потом выходят со сцены и говорят: «Вау! Это международный уровень».
А на площади — настоящая палитра эмоций.
Финальные аккорды
Фестиваль подходит к концу. Звучат последние композиции. На сцене неповторимый южнокорейский вайб от группы DOSI.
За сценой — короткие команды по рации, и… облегченные улыбки. Первый день закончился. Все получилось. Продюсер шоу Константин Головин останавливается рядом. В голосе — не выдох, а то самое состояние, которое приходит сразу после.
«Многие думают, что в конце наступает облегчение, — говорит он. — А я скажу неожиданную вещь: наступает грусть. Потому что для многих из нашей команды фестиваль стал родным. Мы на адреналине живем этим — не болеем, не спим, не едим толком. Тут такие гормоны вырабатываются — просто существуешь в этом моменте. А потом — тишина».
На вопрос, что было самым технически сложным, он рассказывает:
«Например, у группы Otyken, которая будет выступать 8 июня, редкий двухметровый барабан. Мы его нигде не могли найти. Обзвонили всех, везти его — очень сложно, перегруз у них уже 400 килограмм. В итоге приняли решение: летят со своим. Барабан разобрали, собрали уже здесь, на месте. Иногда ради одного эпизода выступления требуется целая машина оборудования. Но шоу требует такой подготовки».
Над площадью звучит голос диктора уверенный, теплый, торжественный:
«Команда фестиваля The Spirit of Tengri выражает искреннюю благодарность нашему партнеру — жилому комплексу «Мереке». Это не просто вклад в организацию, это поддержка культуры, музыки и вера в объединяющую силу искусства. Мы благодарим всех, кто стал частью этого большого культурного события! Дорогие друзья, первый день фестиваля THE SPIRIT OF TENGRI завершен. До встречи завтра».
На финальных минутах на сцену поднимаются все — артисты, команда, волонтеры. Кто-то в футболке с логотипом, кто-то в национальном костюме, кто-то с камерой в руках. Впереди сцены — зрители, — и в этот момент по традиции — вся площадь становится единым кадром, делая общее фото на память. Общее «мы были здесь. Мы были вместе».
The Spirit of Tengri — это не только музыка. Это люди, которые остаются за кадром, но создают самую яркую картину. Они делают праздник. И они обязательно сделают его снова.
А впереди второй день фестиваля. На сцену выйдут ARO из Казахстана, Равшан Юнусов и группа «Abbos» из Узбекистана, Далер Назаров из Таджикистана, башкирская группа Ay Yola и сибирский коллектив Otyken. А завершится все большим музыкальным перформансом — шоу дронов, которое оживит ночное небо и поставит зрелищную точку в этом невероятном уикенде.
Фото: Глеб Терлецкий и Артем Чурсинов.
Источник: tengrinews.kz