Алматы, его жители и их акимы. Как изменился статус города за последние годы

gridКраткий пересказ текста от Tengri AIЭтот текст сгенерирован ИИ

  • Политолог и историк Султан Акимбеков размышляет о значении Алматы для Казахстана сейчас, когда город уже 28 лет не является столицей.
  • По мнению автора колонки, Алматы – один из самых богатых и свободных городов не только Казахстана, но и Центральной Азии, с уникальной природой и развитой интеллектуальной средой.
  • Алматы – крупнейший донор республиканского бюджета.
  • Мегаполис привлекает международные компании и инвесторов, что способствует его экономическому росту и культурному развитию.
  • Город сохраняет уникальный «вайб», совмещая европейские и азиатские черты, что делает его привлекательным для жителей и гостей.
  • При это Алматы сталкивается с проблемами перенаселенности и ухудшения экологии.
  • Назначение того или иного чиновника акимом Алматы всегда открывало перед управленцами безграничные возможности, становилось политическим стартом, но и накладывало огромную ответственность – причем, спрос был как со стороны государства, так и со стороны горожан.
  • Все предыдущие акимы Алматы были политическими тяжеловесами.
  • Новый градоначальник Дархан Сатыбалды им явно не является.
  • Это может свидетельствовать о том, что статус города меняется, считает автор колонки. Хотя, по его мнению, акимы Алматы играют и будут играть важную роль в политической жизни Казахстана.

Алматы, без всякого сомнения – лучший город не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии. Так получилось из-за сочетания самых разных факторов. Нам досталась невероятная по своему богатству природа: от ледников до пустыни можно доехать за пару часов. В условиях жаркого юга нас спасают горы. Если, условно, в Ташкенте 40 градусов днем, то немногим меньше ночью. У нас же местами еще дует горный бриз, который охлаждает город и делает вечернюю жизнь особенно прекрасной.

Однако те же горы ограничивают рост города и создают эффект перенаселенности на фоне ухудшения воздуха, что, скорее, приближает нас к условным индийским мегаполисам.

Ну и, конечно, горькой изюминкой на прекрасном алматинском торте является память о страшных землетрясениях в тогда еще Верном в 1887 и 1911 годах. Это такая перчинка в образе нашего города, которая делает старожилов фаталистами и периодически заставляет нервничать новоселов.

От СССР нам досталась инфраструктура столичного города. К примеру, в суровые 90-е во всем Казахстане только в Алматы была горячая вода и очень редко отключали электричество. Столичный статус в советские времена привел к образованию развитой интеллектуальной среды – даже сегодня здесь все еще бьется мысль. Потому что такая среда не создается указами и даже переселением части интеллектуалов в другой город. Для ее взращивания нужна некоторая критическая масса и время – как и для взращивания хорошего английского газона.

А еще, конечно, и для интеллектуальной среды, и для алматинского вайба в целом нужна некоторая свобода – в первую очередь финансовая. Алматы – самый свободный город не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии. Для этого здесь есть практически все условия. Рыночная экономика дает возможность многим зарабатывать без участия государства. Для интеллектуальной среды это очень важно.

В Алматы. Фото: © Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Но еще важнее не то, что много людей зарабатывает творчеством, а то, кто их поддерживает своим тенге – кто составляет благодарную публику с высокими запросами на качество разных услуг. А в Алматы находятся офисы многих крупных компаний Казахстана и местных банков.

Особое место занимают многочисленные работники международных компаний, которые из нашего города управляют своим бизнесом, как минимум, в Центральной Азии, а некоторые еще дальше – вплоть до Кавказа. Рядом с Алматы находится Китай – потоки китайских товаров создают мощную торговую буржуазию, которая работает по всей стране.

Стоит выделить также тех новых и старых алматинцев, которые тратят в нашем городе свои деньги, накопленные работой (и не только) во всех других городах Казахстана и даже в некоторых соседних странах. Среди них выделяются те, кто состоялся в бурные 90-е – во время первоначального накопления капитала. Почти все они были алматинцами. Теперь многие из них рантье в родном городе, и они тоже формируют спрос. Вообще алматинские рантье – это отдельная интересная история.

Это самый «европейский» город в Центральной Азии, и вовсе не из-за состава населения – хотя это тоже важно с точки зрения индивидуалистических ценностей. Но в Алматы они распространяются на широкие группы людей без учета их национальной принадлежности. В то же время это достаточно прогрессивный «азиатский» город – имея в виду не только географию. В нем борются и одновременно взаимодействуют два начала, создавая неповторимый эффект лучшего города в Центральной Азии, а, может быть, и не только в ней. По крайней мере, количество индийцев, иранцев, китайцев, которые заполняют гостиницы, рестораны и даже некоторые рабочие места – с последним время от времени государство ведет борьбу – говорит о том, что наш город им очень нравится. Может быть, даже слишком сильно.

Алматы все время становится больше, богаче. Правда, при этом здесь с каждым годом становится все теснее в прямом и переносном смысле – от людей, машин, бизнеса. Но это отчасти компенсируется деньгами, которые приходят в городской бюджет и позволяют регулярно менять бордюры и не только. Также Алматы – самый крупный донор республиканского бюджета.

Неудивительно, что к такому городу большой интерес и у гостей нашей страны, и у инвесторов – особенно в сфере строительства жилых комплексов, и у чиновников. Самый свободный город Центральной Азии, самый богатый город Казахстана и самый большой по количеству потенциальных избирателей не может не быть привлекательным для любого чиновника.

Акимат Алматы. Фото: © Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Но привлекательность объекта управления связана еще и с ответственностью чиновника, того же акима, за проделанный результат. К примеру, 19 марта 2023 года на парламентских выборах явка в Алматы составила только 25,82 процента. Но что может сделать аким на таком важном посту, когда тут алматинский вайб и много индивидуалистов? Ему надо пройти между возможностями, которые предоставляет такой большой город, и ответственностью, которой он требует.

Каждый аким Алматы автоматически становится значительной фигурой в масштабах Казахстана. Если представить регионы республики в виде военного флота, то на фоне крейсеров и эсминцев Алматы – это линкор или даже авианосец. Капитан такого корабля не может быть незначительной фигурой. Ему надо отвечать за то, чтобы корабль не рыскал по курсу, не сходил с фарватера, параллельно закупать топливо для турбин, продукты для экипажа и не забывать перекрашивать палубу.

Каждый аким города оставляет за собой след. Лучше всего это отслеживать по застройке. За 35 лет независимости город оброс многими прекрасными и не очень зданиями. Многие из них могут по праву носить имя того или иного акима. Например, этого заслуживают рестораны, которые были построены в парке 28 панфиловцев, или огромное здание, возведенное в самом центре на пересечении улиц Абылай хана и Кабанбай батыра – вопреки любой логике развития города. Точечная застройка – это память о деятельности того или иного акима. В принципе, государству хорошо известны все эти истории – их авторы остались в анналах, общественность тоже все это знает, но, может быть, без больших подробностей.

Некий бюрократический парадокс Алматы заключается в том, что управление городом автоматически делает чиновника важной политической фигурой. Но в то же время специфика этого управления, связанная с немалыми возможностями, формирует биографию или послужной список, которые в случае необходимости могут его скомпрометировать.

Последнее назначение сюда градоначальника весьма любопытно. Впервые акимом Алматы стал не политический тяжеловес, каким, несомненно, был прежний аким Ерболат Досаев, а также все предыдущие.

Новым руководителем стал чиновник – необычный, конечно, с большим опытом, но без ранее продемонстрированного потенциала. Конечно, на такой должности потенциал может со временем и проявиться. Но более логично предположить, что новый аким Дархан Сатыбалды будет позиционировать себя как хозяйственник, оставаться малозаметным в публичном дискурсе и не станет особенно беспокоить или даже раздражать горожан. Последнее может иметь значение в связи с известной алматинской спецификой.

Учитывая все это, очень похоже, что алматинский акимат больше не является стартовой площадкой для больших политиков. Это просто еще один город. Большой, конечно, но его население всего на несколько сотен тысяч человек больше, чем в Туркестанской области, где тот же Сатыбалды был акимом с 2022 по 2025 год.

Хотя возможности и ответственность, которые появляются у чиновника с приходом в Алматы, никуда не делись – как и его жители и, конечно, алматинский вайб.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также:

«Астана vs Алматы: где жить дешевле и выгоднее?»

«От белки до Швейцарии. Почему алматинцы не любят своих акимов»

«Астана растет вверх и вширь»: как меняется столица и ее жители»

Tengrinews

Пройти опро

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru