«Была бы у меня большая зарплата – я бы зажил»

Многие казахстанцы недовольны уровнем своего заработка. Но исправить ситуацию не могут. Только нашли работу с зарплатой побольше, как доллар снова скакнул и отпуск, новый автомобиль и собственное жилье в обозримой перспективе вновь недоступны. Из соцсетей и СМИ же нам вещают: «Секрет успеха прост, сделай эти простые вещи…» Мы делаем, но ничего кардинально не меняется.

Алматинский психолог Евгения Казанцева в своей работе вместе с клиентами часто исследует тему денег. Специалист отмечает, что деньги – это отражение наших установок. Установки формируются в детстве и могут влиять не только на доходы человека, но и на его тело через набор веса. Если вы хотите улучшить свое финансовое благополучие, но никак не получается – присмотритесь, может быть найдете подсказки в этом материале.

При чем тут детство?

«Казахстанцам зачастую сложно говорить о деньгах прямо, стыдно признавать, что с ними что-то не в порядке. Спрос на эту тему можно увидеть по обилию рекламы: как увеличить доходы, избавиться от долгов, перестать конфликтовать из-за денег или имущества.

Деньги – это ресурс взрослых людей. Свободно зарабатывать желаемые деньги – значит быть в контакте со своими желаниями и возможностями, эффективно общаться, приносить пользу другим людям, получать вознаграждение за это, переживать стрессы и неудачи. Свободно зарабатывать желаемые деньги могут психологически зрелые и целостные люди, которые четко осознают, кто они, чего они хотят, какие есть навыки у них и где в окружающем мире водятся желаемые ими ресурсы.

Взрослый, самостоятельный человек – тот, кто умеет «охотиться», добывать ресурсы для себя и своих детей. Взрослый, самостоятельный человек – тот, кто понимает собственную ценность для себя и общества, может действовать, и тогда эту ценность признают другие люди. Если все это реализовано, то путь к деньгам открывается намного легче.

Недостаточно зрелые люди тоже зарабатывают деньги. Но, скорее всего, они делают это наемным трудом и их доход не слишком высок. Многие научаются «охотиться», не потому что им так захотелось или стало интересно, а потому что у них есть дети и им нужно защищать потомство. Если человек компетентный специалист, то его труд может быть достаточно высокооплачиваемым. Но внутренне не взрослый все равно нуждается в опорах на структуры, созданные более реализованными людьми, чтобы «работу приносили». Это отсутствие «навыка самостоятельной охоты», как я называю способность добывать ресурсы для жизни.

Проблемы с ресурсами, в том числе недостаток денег, на психологическом уровне говорят о наличии сильного подавленного страха, вины, стыда. Как правило, эти чувства появляются в нас в детстве в результате травмирующего взаимодействия со взрослыми. Не справляясь с ними, психика вытесняет их из области сознательного. Они остаются неизвестными, но создают ограничения в реализации себя.

Иллюстрация:elements.envato.com

Откуда появляется страх? Человек – это млекопитающий, хищник. Понаблюдайте за детскими играми, дети часто кусаются, хватают, разрушают. Видно, что дети – маленькие животные. Такой маленький ребенок – не очень удобный человек, поэтому его воспитывают, делая поведением социально приемлемым, убирают агрессию. Скорее всего, в процессе воспитания ребенку не разрешали проявлять естественную агрессию.

Между тем агрессия – это не плохо, она есть в каждом из нас. Это жизненная сила, витальность человека, способность отвоевать себе нужные для жизни ресурсы. Витальность может быть агрессией, а может быть энергией, чтобы совершить усилие и взять, что хочешь. Младенец тянется к погремушке. Взрослый тянется к тому, что он думает, что его порадует. И часто человек сам себе может не позволять потянуться к тому, что его порадует.

Страх на самом деле очень полезная штука, она предупреждает нас об опасности. Но если с ним не уметь обходиться, перенаправлять на себя, то это может в том числе сказаться и на здоровье. Страх перед родителями может быть настолько большим, что психика ребенка не может перенести. Поэтому страх консервируется, вытесняется. И человек может перестать ощущать потенциально опасные ситуации.

Откуда появляются вина и стыд? Деньги дают возможность реализаций желаний. Многих детей в детстве ограничивали в их желаниях. Очень многие взрослые стыдятся, что у них нет денег на осуществление многочисленных желаний ребенка. И они переносят этот стыд на ребенка, останавливая его желания. Редкий родитель может сказать: «У меня сейчас мало денег». Чаще всего ребенок услышит: «Ты себя плохо вел, плохо учился, не сделал того и того, поэтому мы тебе этого не купим». Фактически желание ребенка остановлено именно стыдом. Детская психика слышит: «Ты недостаточно хороший, чтобы получить желаемое». Ребенок начинает чувствовать вину и стыд.

Вырастая, ребенок может стыдиться тратить деньги на желаемое. Как в популярной шутке: «В детстве родители мне ничего не покупали. Теперь я вырос и сам себе ничего не покупаю».

Как распознать опасные установки?

Ограничивающие родительские послания могут звучать так: «Не бегай, не кричи, не сори», «Хочется – перехочется, слишком много хочешь», «Тебе нельзя, не заслужил», «Мне кажется, что ты хочешь ерунды». Такие родительские послания могут снизить у ребенка уверенность в себе, ограничить свободу проявлений, не дать сформироваться пониманию себя как ценного. Из такого ребенка может вырасти взрослый, который будет не свободен, который будет не уверен, который будет не в силе сделать что-то. Потому что он не умеет: защищаться или нападать, быть активным, стремиться к тому, чего хочется, «охотиться». Зато умеет: учитывать желания других людей, быть вежливым и удобным, останавливать себя, страдать. Запрет на выражение агрессии приводит к подавлению своих желаний.

Наши воспитатели – родители, учителя, социум — говорят, что «девочки должны быть добрыми», а «мальчики должны быть вежливыми». Ребенку запрещается защищать свои интересы, отстаивать свои умения. И тогда эта сила направляется человеком против самого себя.

Строгие голоса критиков становятся критически настроенным внутренним голосом человека. В голове может звучать постоянно: «Я никогда не смогу заработать больше такого-то уровня». Причем часто у людей получается заработать больше, но при достижении целей может происходить что-то неприятное. Например, купил машину – разбил машину. Происходит внутренняя провокация, самонаказание, самосаботаж.

Из-за ограничения активности у ребенка могут возникнуть стойкие чувства стыда, страха, вины, неуверенности, сдерживания себя, неумение слышать свои потребности и удовлетворять их. Фактически это неумение использовать свои силы для охоты и защиты. Когда человек не умеет защищаться, то на помощь ему может прийти полнота — как вторая кожа. Когда человек не умеет охотиться, то у него будут низкие доходы и согласие с тем, что дают. Безденежье и лишний вес могут быть двумя сторонами одной медали. Лишний вес показывает, что человек нуждается в защите, но не может себе ее обеспечить никаким другим психическим процессом, кроме болезни. А ожирение – это болезнь.

Иллюстрация:elements.envato.com

Вес – это ресурс, жировой запас. Даже есть такой термин – «жировое депо», который отсылает нас к финансовому термину «депозит». Жир располагается непосредственно под кожей. А кожа в телесно-ориентированной терапии – это символ границ. Человек «тонкокожий» – человек со слабо простроенными границами. Человек «толстокожий» – человек с хорошими границами, хорошей самооценкой, самоуважением, которые не будут разрушены, если другие люди выскажутся о нем неодобрительно. Получается, что лишний вес может быть дополнительной прослойкой к «тонкой» коже человека.

Каким образом страх приводит к проблемам с весом? Очень часто люди с избыточным весом не уверены в себе, у них нет доступа к собственным желаниям и нет ощущения, что они могут на что-то претендовать. Образуется порочный круг: человек всем все должен, у него ничего не получается. Уровень гормонов стресса зашкаливает, человек ищет утешения. А самый доступный способ утешения, к тому же социально одобряемый – еда. Переедание же приводит к лишнему весу.

Как изменить ситуацию?

Довольно часто у клиентов, которые приходят с запросом про проблемы с деньгами, мы выявляем неправильные установки про деньги. «Чтобы быть богатым – нужно воровать», «Все богатые люди плохие, все простые – хорошие», «Богатым надо родиться» — такие мысли не способствуют финансовой стабильности и защищенности. Очень полярное мышление, черно-белое, оно может быть и у худых, и у полных людей.

Правильные установки про деньги звучат так: «Деньги – результат твоих усилий, выполненной работы, не обязательно тяжелой. Обмениваясь с миром – что-то отдавая в мир, ты получаешь деньги. Деньги – это очень хорошо. И работа – хорошо. Особенно если ты нашел работу, которую тебе делать легко, весело и интересно. Трудиться важно и нужно, без этого никуда».

Чтобы в будущем найти такую работу, ребенок должен быть в контакте с тем, кто он, чего он хочет и что он может. Все детское развитие, по идее, должно состоять из того, что родители предоставляют ребенку возможность пробовать самую разную деятельность. И выясняют, где у ребенка способности. Способности есть у всех. Не бывает, что способностей нет, бывает, что они не найдены.

Еще одна важная правильная установка про деньги: «Ты должен уметь распоряжаться деньгами, деньги – то, чем можно управлять».

Иллюстрация:elements.envato.com

Деньги надо начинать давать детям достаточно рано. 7-летний ребенок уже может и считать, и планировать покупки, и откладывать удовольствия. У детей карманные деньги должны быть. Нужно провести с ребенком работу по математическому объяснению, что сколько стоит, какие варианты потратить есть – маленькие удовольствия каждый день или накопить и купить что-то существенное.

Я считаю важным читать книги, проходить курсы по финансовой грамотности. Их ценность в том, что человек расширит свое понимание денег, поймет, как они работают. Никто не думает: «Что это за энергия такая – деньги? Как она работает?» Все думают: «Вот была бы у меня зарплата столько-то миллионов тенге – все было бы иначе», «Была бы у меня большая зарплата – я бы зажил». Большинство казахстанцев относятся к деньгам с достаточно детской позиции: «Как их получить побольше?» А задаться вопросом: «Как они образуются в пространстве? Что я бы мог отдать пространству, чтобы стало интереснее обмениваться?» – так почти никто не мыслит. А это именно та нужная активная, взрослая позиция: да я еще не умею, хочу научиться. Это то самое любопытство, которое и приведет к умению «охотиться».

Часто в отношении денег люди воспринимают себя пассивным звеном. Не «благодаря моим усилиям я получаю зарплату», а «мой работодатель платит мне зарплату». Важно понять, что все деньги в этом мире к нам идут не от работы, а от людей. Даже если вас пригласили на работу, то это не сделала не мифическая компания, а конкретный человек. Когда я понимаю, что я активный участник процесса, в чем моя ценность, какую миссию я выполняю, то мне проще будет найти работу с удовлетворяющей меня зарплатой или основать свое дело.

С одной стороны, энергию денег важно понимать. А с другой – относиться к ним как можно легче и радостнее: радоваться, когда они есть, благодарить себя, что увидел возможность, совершить усилие — и они пришли. Часто бывает, что и возможности есть, но человек думает: «Опасно» или «Неудобно», — и пропускает их».

Иллюстрация:elements.envato.com

Источник: tengrinews.kz

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru