«Дос-Мукасан» — фильм, который нас объединяет

В начале сентября в Казахстане состоялась премьера фильма об одной из самых любимых казахстанских вокально-инструментальных ансамблей эпохи 60, 70, 80-х – легендарной группы «Дос-Мукасан». Фильм по сей день имеет большой успех в прокате и киновед, доктор искусствоведения Гульнара Абикеева, рассказывает, почему это произошло.

Мы давно ждали такую картину, в финале которой всему залу захотелось бы встать и начать подпевать вместе с героями фильма! Мне почему-то казалось, что это должен быть фильм про Шамши Калдаякова, но тогда это было бы еще про более старшее поколение. Выбор истории группы «Дос-Мукасан» попал в десятку – фильм объединяет поколения сегодняшних молодых людей и их родителей. Песни узнаваемы и любимы! Сценарий написан так, что родители заново переживают свою эпоху, а молодежь раскрывает для себя, кажущиеся с расстояния сегодняшнего дня, такие странные советские реалии, например, что запрещали или не поддерживали исполнение песен на казахском языке. Если бы фильм про ВИА «Дос-Мукасан» снимали бы его сверстники, это была бы ностальгическая лента. Тот факт, что фильм снимала молодежь, позволяет посмотреть на ту эпоху со стороны и другими глазами.

Энергия молодости

Сценарист фильма Ефрат Шарипов отмечает: «Мы рассказываем о том периоде музыкального коллектива, когда они только организовались и ребята только делали выбор, чем заниматься в жизни, когда у молодых парней из политеха в приоритете стояло желание хорошо провести время, познакомиться с девушками, увидеть свое будущее. Такое ощущение, что это не так давно было, и все это словно с нами происходило. Мы снимали фильм о молодых людях, которые ищут себя в жизни и очень удачно находят. Элемент фортуны, везения срабатывает, и их жизнь становится невероятно интересной».

А мы, зрители, становимся свидетелями этой яркой, хотя и не просто складывающейся звездной жизни группы «Дос-Мукасан». Чуть ли не первый эпизод картины рассказывает нам о том, как сложилось название ансамбля: Дос – Досым Сулеев, Му – Мурат Кусаинов, Ка — Камит Санбаев, Сан – Саня (Александр) Литвинов.  Конечно, состав группы потом неоднократно менялся, но костяк оставался, и музыканты продолжали создавать уникальные песни, которые пел весь народ.

Чего стоит эпизод создания песни «Кудаша»?! Ребята только начали репетировать, а потом побежали на разборки и ввязались в драку. И тех, и других забрала милиция, и все равно это не помешало созданию песни. А наутро противники расстаются друзьями, и объединяет их песня. Энергия молодости, задора и любви держит этот фильм на высоких вибрациях.

В чем феномен песен «Дос-Мукасан»?

В начале своего творческого пути музыканты сами писали свои песни — кто выступал поэтом, кто композитором. Позже они начали привлекать таких именитых композиторов, как Калдаяков, Хасангалиев, и поэтов-песенников. Чем старше они становились, тем более профессиональным становилось их окружение. Но главная «фишка» группы заключалась в том, что они брали народные песни и перекладывали на современное на тот момент звучание. Именно «Дос-Мукасан» сделал огромный вклад в казахстанскую культуру, чтобы эстрадная музыка звучала на казахском языке. В фильме есть даже эпизод, когда на заседании обкома партии их называют «националистами» и критикуют за то, что они поют не советские песни на русском, а казахские на казахском. В результате казахский народ их слушал и пел, откуда и пошла такая популярность.

Надо отметить, что весь фильм звучит на двух языках: ректор политеха, партийные деятели и официальные лица говорят по-русски, а сами члены группы по-казахски. Это отражает официальную политику СССР тех лет. Русификация в Казахстане была настолько сильным явлением, что, скажем, в городе Алма-Ате была только одна казахоязычная школа.

Еще это и вопрос национальной идентичности. И это вопрос был не только внутренний, но и внешний. Достаточно вспомнить эпизод, когда музыкальная группа выезжает на конкурс в Минск и по рекомендации партии должна петь песню «Соловьи России». Из-за стукача из той же партийной среды солиста группы задерживают в гостинице, и «Дос-Мукасан» вынужден выступать без него (тогда они исполняют песню на казахском языке, под аккомпанемент домбры). И зрители, и жюри приветствуют национальный колорит, казахский язык и самобытность казахской культуры. «Очень большая проблема перед нами стояла в утверждении репертуара. Нам было очень жаль, что все песни группы «Дос-Мукасан» не поместятся, и мы взяли самые знаковые произведения», — говорит режиссер фильма Айдын Сахаман.

Референсы

В нашем разговоре с режиссером Айдыном Сахаман и сценаристом Ефратом Шариповым я, естественно, задала вопрос – на что они опирались в создании данного фильма? Для меня очевидно было влияние картины «Стиляги» Валерия Тодоровского, потому что там тоже присутствует джазовый и рок-н-рольный протест против советского официоза. Это тоже мюзикл или, точнее, музыкальный фильм, и там тоже очень много внимания уделено воссозданию эпохи тех лет. Но меня порадовал и удивил ответ Айдына, что вторым фильмом, на который они ориентировались, была «Богемская рапсодия» Энтони Маккартена, рассказывающая о группе Queen. Действительно, в фильме большое внимание уделено тому, как, в какие моменты создавались те или иные песни. Молодые ребята, истории любви, свадьбы, поэтому, скажем, и песня «Той жыры», наверное, их самая популярная песня, была написана для свадьбы одного из друзей, а в кадре показывается череда свадеб героев фильма. Думаю, что это один из самых сильных эмоциональных эпизодов фильма.

Но картина не превратилась в фильм-концерт, что было, наверное, большим соблазном. В ленте хорошая драматургия и в ней как минимум два больших конфликта: внешний – между советскими установками и нивелированием национальных ценностей, внутренний – когда лидер группы находится на грани отъезда на учебу в Москву.

О режиссере

Айдын Сахаман долго шел к этой картине. Надо отметить, что по первому своему образованию он – актер музыкального театра и кино. Правда, почти сразу же он начал учиться на режиссера сначала в Алматы, а потом в московском ВГИКе, в мастерской Владимира Хотиненко, и в Польше в школе Анджея Вайды. Почти десять лет он работал как сериальный режиссер, и фильм «Дос-Мукасан» — практически его полнометражный дебют. Работа над картиной шла почти два долгих пандемийных года, но зато, как говорит сам режиссер, удалось все досконально отрепетировать с хореографом и музыкантами, было время, чтобы тщательно воссоздать среду и так далее.

Я бы отнесла картину к категории сложно-постановочной. Во-первых, другая эпоха – архитектура, костюмы, среда, во-вторых, разные локации – Алматы, Минск, Берлин, в-третьих, – сложный жанр, где присутствует музыка и танцы. Всех актеров нужно было научить двигаться, петь, владеть музыкальными инструментами.

Съемочная группа состояла примерно из 200 человек. Как рассказывает режиссер: «У нас было два больших съемочных периода: первый — конец 2020 года, когда мы снимали зимой. Продолжали мы наши съемки весной, и фактически у нас были две съемочные группы. Кроме того, у нас было много массовки, когда мы снимали поклонников, концерты. Все это требовало подбора костюмов и грима. Вообще, для нас это был большой вызов – показать ту эпоху, в которой мы не жили».

Большая форма и большое дыхание

Хотя фильм рассказывает историю первых семи лет существования группы «Дос-Мукасан», она обрамлена действием, которое охватывает практически 55 лет. В центре внимания фильма – дружба двух ее лидеров Досыма Сулеева и Мурата Кусаинова. Как говорит сценарист Ефрат Шарипов: «Сейчас есть такое интересное слово «броманс» — это, грубо говоря, история любви, но в центре – не пара из мужчины и женщины, а история двух настоящих друзей и всего того, что вокруг них происходит. Отсюда и получилась такая большая история длиною практически в жизнь».

На последней сцене в фильме стоит титр «2022 год». При этом фильм снимался, как мы упоминали, в 2020-м и 2021 годах. То есть это абсолютно придуманная сцена, сцена-мечта, когда друзья встречаются вместе и дают совместный концерт. И вдруг – гаснет свет, обрывается песня «Алматы тунi», и зрительный зал начинает светить сотовыми телефонами и подхватывает песню, а зрители фильма тоже вовлекаются в эту атмосферу единого дыхания. И в этот момент понимаешь, как много сделал «Дос-Мукасан» для нашей культуры, для единения нашего народа. 

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru