Поручения Токаева по застройке в Алматы: как победить «человейники», рассказали эксперты

Эксперты рассказали, как сделать Алматы комфортным городом, при этом удовлетворяя запросы населения по строительству нового жилья, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Напомним, ранее Президент Касым-Жомарт Токаев во время выступления в Алматы заявил, что нарекания вызывает неудобная планировка зданий и дорог в городе. Он также подчеркнул, что застройщики должны учитывать интересы жителей, но при этом в Алматы нужно увеличивать темпы жилищного строительства и осваивать новые территории.

При застройке территорий нужны планы

Архитектор-урбанист и создатель Gradoblog Almaty Владислав Филатов считает, что для создания комфортных условий при застройке города и строительстве новых районов самое важное — это разработка мастер-планов.

«Современная урбанистика получается как раз таки из разработки мастер-планов, соблюдение которых обязательно по закону. И качественная городская среда будет зависеть от тех ценностей, которые заложены в этом документе. Давайте вслух проговорим некоторые из них:

  • Упор на развитый и комфортной общественный транспорт.
  • Строительство объектов образования, здравоохранения, отдыха, досуга и торговли, вело- и пешеходная доступность.
  • Уход от доминирования личного автомобильного транспорта, приоритет пешеходам.
  • Смешанная застройка.
  • Строительство плотной квартальной сетки улиц в новых районах.

Даже если строительство ведется в сложившейся застройке, повторюсь, нужно разрабатывать мастер-план. И делать это должны не отдельные застройщики, а государство или частные компании, независимые от застройщика проектные бюро», — рассказал Владислав Филатов.

Архитектор отметил, что в процессе разработки таких документов, как мастер-план района, принято периодически собирать жителей района для проработки на каждом этапе всех решений. Это повышает легитимность конечного документа. Это как раз соответствует поручению Президента учитывать интересы жителей, а не строительных компаний при застройке. Как отметил Филатов, это может стать основанием для реформы местного самоуправления и продвижения принципов Жаңа Қазақстан.

Районы Алматы слишком большие

Урбанист также считает, что для эффективного контроля за застройкой необходима реформа районных акиматов Алматы.

«Хочу подметить, что районы города Алматы слишком крупные и имеют в своем составе совершенно разные в градостроительном плане части. Нагрузка на районные акиматы не позволяет эффективно следить за всеми изменениями. Яркий пример тому — Бостандыкский район. Где район начинается в районе городского акимата и на западе заканчивается в районе КазГАСА, моей альма-матер. Такой территорией сложно управлять. Перед тем как приступать к проектированию мастер-планов районов, следует раздробить существующие, выбрать глав новых администраций, дать полномочия и бюджет на работу с местными жителями», — добавил эксперт.

Филатов считает, что если в каждом небольшом районе будет своя администрация, которую жители будут знать в лицо, можно будет наладить эффективную работу с населением.

Мастер-планы помогут бороться с точечным строительством

Эксперт отметил, что мастер-планы также помогут избежать точечной застройки в жилых кварталах города. В ходе разработки мастер-плана необходимо не только определять назначение земель района, но и выяснять обстоятельства, приведшие к такому статусу земель, отправлять письма в органы и решать эти вопросы. Тогда можно будет выявить участки во дворах, которые были проданы частникам еще десятилетия назад.

«Нужно четко прописывать целевое назначение территорий и строго следить за исполнением. В случае простоя участка без строительства отчуждать его в пользу государства», — добавил Филатов.

По словам эксперта, вне зависимости от того, идет строительство на новой территории или в уже сложившейся застройке, следует разрабатывать мастер-план указанной территории и развивать ее согласно утвержденному мастер-плану развития района. Мастер-план, как документ, должен быть закреплен в законодательстве нашей страны, чтобы он имел силу.

Все в шаговой доступности

Президент отметил, что для развития новых районов города необходимо строительство досуговых центров. Архитектор добавил, что одних центров мало и нужно развивать инфраструктуру новых районов в комплексе еще на этапе проектирования.

«Перед строительством новых районов нужно разрабатывать подробные мастер-планы. Чтобы досуг был вшит в градостроительную ткань заново осваиваемых территорий. А досуговые центры, дворцы школьников, дома творчества и мастерские должны служить дополнением к уже имеющейся досуговой инфраструктуре «на земле». Неудобство же дорожной сети легко избегается путем целенаправленного проектирования районов с удобными улицами, большим количеством пешеходных переходов и с велодорожками и полосами для общественного транспорта. Люди должны иметь доступ к различным способам передвижения, отличным от личного авто. В плане борьбы с пробками все способы хороши, которые предполагают возможность пересесть на велосипед, самокат или общественный транспорт. Еще лучше, когда места работы, учебы, отдыха и покупок располагаются по месту жительства», — рассказал Владислав Филатов.

Архитектор отметил, что при строительстве новых микрорайонов можно брать пример с центра Алматы. В новых районах нужно строить школы, больницы, институты, бизнес-центры, парки и храмы в вело- и пешеходной доступности. В крайнем случае — чтобы можно было сесть на общественный транспорт, если есть необходимость.

Филатов отметил, что видит перспективы в развитии таких районов, как верхний Тастак, в квадрате улиц Розыбакиева, Варламова, Абая и Толе би. На основании этого квадрата можно создать новый пилотный район со своей администрацией, полномочиями и бюджетом. Развивать его следует с учетом ценностей качественной застройки.

Правила для застройщиков

Урбанист и исследователь городской застройки Алматы Давид Камински отметил, что проблема точечной застройки, которую затронул Президент, решается очень просто — принятием юридической, нормативной и регламентирующей базы для застройщика, по примеру ведущих городов мира. В этих документах должны быть отражены интересы города и ограничение аппетитов застройщиков. По мнению архитектора, это должно быть не просто в примитивной форме ограничения по этажности и высоте здания и расстояниям между зданиями, а в гораздо более сложной форме.

«Например, когда застройщик в нагрузку строит социальные объекты, транспортные объекты, вплоть до линий трамвая или метро. Также необходимо учитывать визуальное влияние на город — визуальные оси, инсоляцию окружающих зданий, влияние на городскую ткань и другие факторы. К сожалению, в наших нормах ничего этого нет. Точечная застройка перестает быть точечной лишь тогда, когда она учитывает интересы города как некую общность в проекте застройки. Когда присутствуют лишь интересы застройщика, тогда дело всегда сводится к недопустимым перегибам и созданию замкнутой среды, вырванной из контекста города», — рассказал Давид.

Архитектор отметил, что учесть интересы жителей при застройке можно только принятием гораздо более сложной нормативной и регулирующей базы. Как отметил Давид, важно также не допустить перегибов с обеих сторон. Горожане, проживающие рядом с территорией застройки, тоже не имеют прав на частную территорию застройщика, но при этом крайне важно выбирать меньшее из зол — застройщик обязан учитывать интересы города как общего организма, при этом подразумевается, что некие общие интересы локальных жителей будут совпадать с городскими интересами, даже если это не признается ими.

Как избежать строительства «человейников»

Эксперт также рассказал, как можно избежать появления «человейников» — плотно застроенных каменных джунглей без инфраструктуры и удобств для жителей этих домов.

«Прежде всего, нужно ограничить строительство полностью изолированных кондоминиумов. Первые этажи должны полностью быть торговыми или общественными. Личным пространством МЖК должен быть лишь внутренний двор и жилые площади. Также необходимо регламентировать плотность жилой застройки в зависимости от доступа к скоростному общественному транспорту. То есть хочет застройщик высокую плотность — обеспечь вблизи линию метро или трамвая за свой счет. По сути, необходимо законодательное внедрение международного стандарта TOD (примечание.: стандарт, разработанный организацией Института политики в области транспорта и развития из США, состоящий из восьми принципов городского проектирования и землепользования, каждый из которых поддерживается конкретными задачами и легко измеримыми показателями).

По сути, также важно провести анализ международных нормативов на предмет применения в Алматы. Застройщик в условном иностранном государстве и застройщик у нас — по сути одно и то же. Капитализм преследует только одну цель — максимальная прибыль при минимальных издержках. И крайне важно не терять время и не изобретать велосипед, а внедрять те меры, которые привели к балансу интересов города, жителей и застройщика», — добавил урбанист.

Эксперт также прокомментировал слова Президента о необходимости ежегодно увеличивать объемы жилищного строительства на 10 процентов и нехватке территории для этого в городе.

«Основная проблема состоит в том, что порядка 60-70 процентов застроенной территории Алматы занято частным сектором. Это подразумевает малоэффективное для города использование территории. В плане инженерных коммуникаций, транспортной доступности, доступности социальных учреждений. Как бы защитники уютного частного сектора ни отстаивали частный сектор, преследуют они только свою цель — сохранение замкнутой, изолированной среды, в которой комфортно будет только им, но не другим городским жителям. Одно из главных требований к современной застройке — создание мультифункциональной среды, когда застройка не ограничивается только МЖК, но в нее внедряются и здания другого функционального назначения, и самое главное — доступность скоростного общественного транспорта. То есть новая застройка в городе должна на 70-90 процентов идти не за счет освоения новой территории, а за счет реконструкции одноэтажного частного сектора», — рассказал Давид Камински.

Как отметил архитектор, строительство объектов муниципального социального культбыта должно идти не случайно, на свободных участках земли, а планомерно, и в основе застройки должен лежать генеральный план. Так как сейчас существует практика абсолютно случайного строительства городских объектов, которые не были предусмотрены генпланом города. В качестве примера архитектор приводит здания спортивных комплексов Almaty Arena, Halyk Arena. Место для их размещения было выбрано абсолютно случайно, и главный критерий был — наличие незастроенной территории. При этом наличие такого главного фактора, как доступность скоростного общественного транспорта, даже не учитывалось.

Ранее эксперты в области альтернативного транспорта и дорожной безопасности разобрали тезисы выступления Президента Касым-Жомарта Токаева в Алматы в отношении городского транспорта.

Самое важное — в нашем новостном Telegram-канале. Подписывайтесь и получайте самые важные новости

Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru