ДТП с автобусом в Алматы: как будут решать проблему с конфликтами в транспорте

В Министерстве транспорта рассказали, какие выводы были сделаны по итогам смертельного ДТП в Алматы, передает корреспондент Tengrinews.kz.

В министерстве на запрос редакции по поводу того, какие меры будут приняты после трагической аварии, а, в частности, предложения по закупке автобусов с закрытыми кабинами, сообщили, что, согласно пункту 1.16.2.4. приложения № 6 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», рабочее место водителя не должно иметь каких-либо глухих перегородок, отделяющих его от пассажирского помещения.

Согласно закону «О дорожном движении», конструкция, техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать достаточную обзорность и видимость, позволяющую безопасно управлять транспортным средством.

По поводу повышения ответственности пассажиров за конфликтное поведения в общественном транспорте в министерстве рассказали, что, согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 20 закона «Об автомобильном транспорте», пассажир обязан соблюдать общественный порядок, требования, установленные правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. В частности, эти правила исключают отвлечение водителя разговорами во время движения автотранспортного средства по маршрутам регулярных городских (сельских) и пригородных перевозок.

Ответственность за нарушение этих правил предусмотрена статьями 571 («Нарушение правил перевозок пассажиров, багажа и грузов») и 622 («Нарушение правил пользования общественным городским и пригородным транспортом») административного кодекса. По статье 571 максимальное наказание для физических лиц — штраф в 5 МРП (около 18 тысяч тенге), по статье 622 — 1 МРП (3 692 тенге).

Также, согласно подпункту 3) пункта 333 правил, в салоне автобусов возле кабины (места) водителя располагается информация, содержащая номера телефонов Комитета административной полиции (КАП), транспортного контроля и медицинской службы. Таким образом, при необходимости водитель автобуса и пассажиры могут позвонить в соответствующие службы.

В министерстве заявили, что за повышение культуры пассажиров отвечают местные исполнительные органы.

«В этой связи для повышения культуры пассажиров и водителей общественного транспорта местными исполнительными органами будет проводится информационная работа по обеспечению соблюдения пассажирами и водителями автобусов требований правил, а также напоминанию об ответственности за нарушение общественного порядка и безопасности перевозок», — сообщили в министерстве.

По поводу повышения безопасности остановок в Минтрансе отметили, что в рамках реформирования дорожной отрасли на 2024 год планируется разработка и переработка нормативных правовых и технических документов:

  • в Стандарты РК 1412-2017 «Технические средства регулирования дорожного движения. Правила применения»;
  • разработка ВН РК «Процедуры безопасности дорожного движения».

В министерстве сообщили, что указанные документы будут комплексно подходить к инженерно-техническому обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе обеспечению безопасности остановочных комплексов и совершенствованию организации дорожного движения, в том числе и островков безопасности.

Эксперт в сфере пассажирских перевозок и бывший руководитель городского автопарка «Алматыэлектротранс» Ризван Цинаев согласен с мнением, что закрытием кабины в автобусах нельзя обеспечить безопасность, и, напротив, это может привести к негативным последствиям. По его словам, подобный опыт в Алматы уже был, когда на 500 автобусах устанавливали закрытые кабины, но позже их демонтировали, так как водителя нельзя отрезать от пассажиров. Если в салоне кто-то получит травму, упадет из-за резкой остановки, то именно водитель должен оказать первую помощь и вызвать скорую. Однако в закрытой кабине он может этого просто не услышать.

«У нас бывали случаи, когда даже закрытая кабина не спасала от нападения пассажиров. В одном из автобусов пассажир смог рукой это стекло пробить, и все равно влез в кабину. Если надо неадекватный человек может и нож, и молоток достать. Именно поэтому при решении таких конфликтов важно общение пассажиров и водителя», — отметил Цинаев.

По словам эксперта, зачастую конфликты в автобусах возникают из-за того, что водитель грубо ответил на вопрос или не ответил вовсе. У водителей наблюдается низкая культура общения из-за плохой подготовки. Это в свою очередь вызвано очень высоким спросом на рынке труда и нехваткой кадров в этой отрасли. У автопарков зачастую просто нет выбора, и они не могут уволить даже нарушающего правила и недобросовестного водителя, так как замены ему нет.

«Водители знают, что их будут терпеть в любом случае, и не внимают должностным инструкциям. В городском автопарке мы каждую неделю проводили тренинги для них, приглашали психологов, но толку мало. Нужно насытить рынок труда, чтобы у автопарков был выбор, профессия стала популярна, особенно среди молодежи. Что говорить, если сейчас за штурвал самолета, гражданского лайнера, можно сесть в 18 лет, а водителем автобуса ты можешь стать в лучшем случае в 25 лет. Помимо обучения, чтобы получить права нужной категории, необходимо еще три года практики. Зачем такие ограничения, они только ухудшают ситуацию с подбором хороших водителей», — отметил бывший директор автопарка.

Как считает Цинаев, водители в автобусах должны уметь общаться с пассажирами, так как в салоне может находиться до ста человек. Он должен сделать все, чтобы избежать прямого конфликта. Если пассажир более или менее адекватный, то стараться разъяснить ему ситуацию, допустим, если проехали его остановку. Если пассажир ругается и активно конфликтует, то нужно, ничего не говоря, остановиться и позволить ему выйти или в крайнем случае вызвать правоохранительные органы.

«Нужно хотя бы раз в неделю проводить тренинги по избеганию конфликтных ситуаций. Автопарки также должны взаимодействовать с правоохранительными органами по привлечению к ответственности нарушителей порядка в транспорте. Если не хватает полицейских, то пусть эти функции исполняют сотрудники государственных организаций, того же транспортного холдинга, который производит контроль оплаты. В некоторых регионах страны мы уже оснащаем автобусы кнопкой SOS, чтобы водитель мог, не привлекая внимание разгневанного пассажира, вызвать помощь. Сигнал сразу поступает диспетчеру, а тот уже может вызвать на место полицию», — добавил эксперт.

По поводу повышения культуры самих пассажиров эксперт считает, что этот вопрос необходимо рассматривать на государственном уровне. Начиная с детского сада и затем школы и университета, нужно прививать гражданам правила поведения в общественных местах и, в частности, в транспорте. Подобную пропаганду нужно вести через СМИ и соцсети.

«Понятно, что в общественном транспорте людям не всегда комфортно, часто они едут забитыми, но необходимо обучать людей культуре поведения в общественном месте. В автобусе у людей зачастую происходит очень тесное общение, и нужно, чтобы оно не переходило в конфликты», — добавил Ризван Цинаев.

Напомним, что 22 декабря 2023 года автобус въехал в толпу людей на остановке возле городской больницы №7.

Как позже стало известно, пассажир автобуса ударил водителя-женщину 47-го маршрута. Она потеряла сознание и управление над транспортом. Неуправляемый автобус наехал на людей возле остановки, а также столкнулся с четырьмя автомобилями.

В отношении мужчины, ударившего женщину-водителя, зарегистрировано дело по двум уголовным статьям.

В январе в одном из автобусов Алматы произошел очередной конфликт. Пассажир — хулиган пристал к двум другим пассажирам. Участник инцидента был задержан.

Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru