Онлайн «наступает», манекены травмированы. Что происходит на одном из рынков Астаны

Судя по открытию различных карго и новых пунктов выдачи маркетплейсов, казахстанцы все больше «уходят в онлайн», предпочитая походам на рынок покупки в Интернете. Некоторые даже ухитряются делать заказы на сайтах, предназначенных, к примеру, исключительно для китайского потребителя.

Корреспонденты Tengrinews.kz посетили один из самых крупных рынков столицы под названием «Шанхай». И спросили у продавцов, как онлайн-торговля влияет на торговлю классическую.

Обычный будний день. Рынки «Шахай» и «Big Шанхай». Найти здесь, кажется, можно все. Все, что не запрещено к продаже на территории нашей страны.

Берем разрешение на съемку у администрации. Снаружи делать фото нам запретили: сейчас на рынке идет реконструкция, которая должна перевести всю торговлю в крытые помещения.

Проходим мимо прилавков с продуктами…

Фрукты, овощи, сухофрукты… К этим прилавкам мы еще вернемся. Главная наша цель сегодня — побеседовать с продавцами одежды, обуви и всего того, что можно недорого заказать на маркетплейсах.

Задача эта оказалась не из простых. Несмотря на разрешение от администрации и наши уговоры, многие продавцы наотрез отказались фотографироваться и называть свое имя.

Однако мнением все же делились.

«10 лет занимаемся продажей одежды. С появлением онлайна покупателей действительно стало меньше. Не намного, но ощутимо. И постепенно продолжает становиться меньше. Сейчас ведь уже рушится этот стереотип о том, что китайское равно плохое. Наоборот, иной раз Китай шьет лучше, чем Турция. Но нужно уметь искать, разбираться в фабриках», — объясняет один из продавцов, занимающихся реализацией рубашек и деловых костюмов.

«А к декларации готовы?» — интересуемся мы.

«Скрывать мне нечего, все, что нужно, задекларирую. Но пока я этим не занималась, честно, времени нет», — прозвучал ответ.

Если разговорить некоторых продавцов, то можно узнать о них много интересного.

К примеру, мы познакомились с медсестрой, ушедшей из профессии после пандемии. Она поделилась, что такое решение ей далось нелегко. Насмотревшись на большое количество людских смертей, она оставила больницу и ушла в торговлю.

Идем дальше и замечаем то, что наверняка не найти в заграничных интернет-магазинах — школьная одежда в национальном стиле. 

«Покупателей стало меньше, это заметно. Но есть процент людей, кто попробуют онлайн, а потом все равно возвращаются к нам. Все-таки онлайн – это риск купить неподходящий размер, не так одежда будет сидеть, цвет не подойдет. И не всегда получается это вернуть. А когда на рынок пришел – померил, и сразу видишь, подходит или нет, нравится ли размер», — делится мнением один из продавцов.

Это Гульвира. Она уже около двух лет занимается продажей детской одежды.

«Дети будут рождаться всегда. Да и любой маме нравится одевать своего ребенка. У меня был выбор еще продавать мужскую одежду, но детская как-то по душе ближе».

«Многие мои родственники в торговле, и они, как и я, замечают, что покупателей становится меньше. Людям удобнее заказывать в Интернете. Мамам особенно это удобно. Да и я сама, когда в декрете была, заказывала одежду из Китая, США. Поэтому я задумываюсь о том, что нужно будет адаптироваться под спрос и, может быть, даже больше уходить в продажи именно через онлайн», — говорит Гульвира.

Гуляя по рынку, отвлекаемся на манекены. Некоторые из них словно заглядывают в душу…

Кстати, цены на манекены разнятся от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч тенге. Поэтому некоторые продавцы не спешат расставаться с поврежденными пластиковыми помощниками.

Даже если какому-то манекену на базаре нос оторвали…

Доходим до рядов с обувью и здесь разговариваем с продавцом по имени Даурен.

«Чуть-чуть есть спад количества покупателей. Но тут какие есть нюансы. Наш рынок — он находится на окраине города, и сюда людям из районов очень удобно приезжать . Эта категория населения пока не переходит на онлайн, так как им неудобно специально куда-то в город ездить за своими заказами. Городские же сейчас многие приобретают то, что им нужно, в ТРЦ и ТЦ. Поэтому сложно сказать, виноваты онлайн-магазины или что-то другое».

«Но обувь — это такая вещь, которую нужно мерить. Все-таки не всегда даже заказанное по размеру в интернет-магазине в итоге подходит. Я и сам пробовал продавать через интернет. Это очень сложно. Покупателю нужно везти несколько размеров, а он в итоге ничего не купит. Много нюансов. Поэтому лучший способ пока такой – офлайн», — считает Даурен.

Необходимость сдавать обязательную декларацию предпринимателей рынка не пугает. Они лишь называют ее дополнительной головной болью, которая прибавилась к налоговой отчетности.

Куда больше их беспокоит то, что на рынке не всегда есть стабильная связь. Из-за этого астанчане, привыкшие расплачиваться переводами или QR, начинают искать банкоматы, чтобы снять наличку. Одной из возможных причин перебоев со связью предприниматели называют близость «Шанхая» со следственным изолятором и учреждением № 3 минимальной безопасности.

Однако в Комитете уголовно-исполнительной системы нас заверили, что любые «глушилки», если они и стоят, работают исключительно в пределах учреждений. А все претензии касательно качества связи необходимо направлять сотовым операторам.

Некоторые продавцы считают, что онлайн-магазины на их продажи никак не повлияли.

«Покупателей меньше не стало. Мне, как девушке, удобнее сразу примерить, взглянуть, как смотрится на мне вещь или сумка. И все мои подруги также предпочитают покупать что-либо вживую. Это наш семейный бизнес на протяжении около 25 лет. И мы спада покупателей не заметили», — рассказывает Айзада.

Некоторые бутики на рынке напоминают оранжерею. С той лишь разницей, что все растения здесь искусственные.

Возвращаемся во «вкусную» часть нашей прогулки — павильоны с едой.

В одном из павильонов сухофрукты, орехи и специи продают сын и отец — Искандер и Исматулла.

«Многие из наших постоянных покупателей приходят не столько за покупками, сколько чтоб пообщаться, обменяться новостями, рассказать что-нибудь».

«Вся эта продукция импортная: Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Турция, Иран, Россия. У нас уже наработанные поставщики, знаем, где лучше и качественнее. Все здесь свежее, буквально недавно собранное в садах», — уверяют они.

Стоит ли павильонам с продуктами беспокоиться о растущей привычке казахстанцев делать покупки в Интернете?

Уходя, замечаем цифры 2021 из шариков. С обратной стороны они выстраиваются в надпись SOS. Может быть, это какое-то тайное послание?

Текст: Иван Сухоруков.

Фото: Турар Казангапов.

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru