Авария на КТК: какие альтернативы есть у Казахстана, оценила эксперт
Какие альтернативы для экспорта нефти имеет Казахстан в условиях аварии на Каспийском трубопроводном консорциуме, оценила эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Лидия Пархомчик, передает Tengrinews.kz.
Ситуация с поломкой выносного причального устройства (ВПУ), обеспечивающего погрузку нефти на терминале в порту Новороссийска, поставила под вопрос функционирование всей системы КТК, считает специалист.
«Трубопровод позволяет Казахстану экспортировать на внешние рынки до 80 процентов добываемой нефти. Исходя из имеющейся информации, как минимум два из трех ВПУ были повреждены из-за шторма и нуждаются в срочном ремонте. При этом ВПУ-1 также нуждается в обследовании, чтобы оценить возможности его эксплуатации. В итоге нефтеналивные работы на терминале пришлось полностью остановить, а поступающую по системе КТК нефть направлять в резервуарные хранилища», — отметила Пархомчик.
По мнению политолога, очевидно, что подобное положение вещей будет сохраняться недолго.
«Емкости резервуарного парка остаются ограниченными, а значит, прием нефти по трубопроводу даже на сниженных режимах может быть полностью прекращен. Проблема с ремонтом связана с целым рядом проблем», — добавила она.
Во-первых, критичным остается временной фактор, отмечает эксперт.
«Так, только по приблизительной оценке, работы по замене оборудования займут полтора месяца», — уточнила она.
Во-вторых, по словам политолога, из-за антироссийских санкций и самосанкций в отношении нефтегазовой отрасли поставки комплектующих устройств могут быть затруднены.
«Все необходимые для ремонта шланги и запчасти производятся иностранными партнерами и не имеют российских аналогов. Уже сейчас оператор КТК заявляет, что иностранные поставщики оборудования, такие компании как Imodco, Blue Water и Gall Thomson Environmental, прекращают свое сотрудничество с консорциумом и отменяют ранее запланированные поставки», — подчеркнула специалист.
В итоге вопрос сводится к тому, как поведут себя западные нефтяные компании в лице Chevron, Shell и Eni, которые также являются акционерами КТК наряду с «Транснефтью» и «КазМунайГазом», считает Лидия Пархомчик.
«Их отказ пролоббировать оборудования для ремонта может привести к недопоставкам на мировые энергетические рынки порядка миллиона баррелей нефти в сутки. Потенциальный объем выпадающих поставок соответствует 1 проценту от мирового потребления.
Первыми перебои в поставках ощутят на себе страны Европы: Италия, Нидерланды, Франция и Испания. Отгрузка нефти также производилась и в направлении США. В итоге за месяц простоя КТК покупатели недополучат порядка 5,5 миллиона тонн нефти«, — рассуждает эксперт.
Пархомчик напомнила, что после сообщения КТК о полной остановке отгрузки сырья в совокупности с ожиданиями нефтегазового эмбарго в отношении России со стороны ЕС, а также снижения запасов черного золота в США на 2,5 миллиона баррелей стоимость нефтяных фьючерсов марки Brent превысила 120 долларов за баррель.
«Дальнейшее ценообразование на мировых энергетических рынках остается непредсказуемым. По прогнозу Международного энергетического агентства, потенциальные потери Европы в потреблении углеводородов из-за эмбарго российской нефти и вынужденного простоя КТК могут составить более трети всех поставок. В этом случае рост нефтяных котировок может пробить уровень в 300 долларов за баррель(!)«, — отметила она.
С другой стороны, непредвиденная ситуация с КТК может стать аргументом в пользу того, чтобы отложить введение ограничений на российские углеводороды, заметила Лидия Пархомчик.
«Единовременная потеря таких значительных объемов импортных поставок может вызвать коллапс европейской экономики, а также приведет к необходимости экстренно перестраивать всю систему логистики углеводородных ресурсов», — пояснила эксперт.
«Штормовое предупреждение» для Казахстана
Специалист отметила, что, несмотря на ситуацию с КТК, на казахстанском месторождении Тенгиз, которое является ключевым поставщиком сырья для заполнения трубопровода, зафиксирована рекордная суточная добыча нефти.
«Именно Тенгиз должен стать драйвером роста нефтедобычи в стране с 85,9 миллиона тонн в 2021 году до 87,5 миллиона тонн в 2022 году. В текущем году по трубопроводной системе КТК предполагалось транспортировать около 56,7 миллиона тонн казахстанских углеводородов из 69 миллионов общего объема экспорта. В условиях потенциальной заморозки экспорта по КТК как минимум на несколько недель возникает потребность поиска альтернативных маршрутов поставки. Именно об этом заявило Министерство энергетики Казахстана после аварии на нефтяном терминале», — указала она.
По мнению политолога, оптимальным с точки зрения логистики и временных затрат на подготовку может стать транскаспийское направление — перевалка нефти из порта Актау в нефтеналивной терминал близ Баку.
«Согласно данным министерства, в 2021 году через порт Актау было перевалено 2,1 миллиона тонн нефти. При этом администрация порта еще в начале месяца заявила, что готова увеличить отгрузки нефтеналивных грузов. Всего казахстанские порты на Каспии готовы нарастить отгрузку углеводородов до 5,5 миллиона тонн в год«, — подчеркнула Пархомчик.
При этом дальнейшее подключение к трубопроводу Баку — Тбилиси — Джейхан может оказаться затратным решением, считает эксперт ИМЭП.
«Еще в апреле 2021 года турецкая BOTAS и азербайджанская SOCAR договорились поднять тарифы на транспортировку нефти по БТД. Плата за транзит по территории Турции, предположительно, увеличилась в 4 раза, что делает данный маршрут дорогостоящей заменой КТК», — отметила она.
Пархомчик добавила, что определенный профицит мощностей также сохраняется и в направлении нефтепровода Атырау — Самара.
«В 2021 году по данному маршруту было транспортировано 11,2 миллиона тонн при пропускной способности в 15 миллионов тонн в год. Однако здесь ограничивающим фактором может стать тот факт, что, попадая в трубопроводную систему российской «Транснефти», казахстанские углеводороды достигают порта Усть-Луга, смешиваясь с российской маркой Urals«, — полагает специалист.
Кроме того, по ее словам, небольшие объемы нефти могут быть также отправлены в китайском направлении по трубопроводу Атасу — Алашанькоу.
«Всего по данному маршруту в 2021 г. было транспортировано порядка 0,96 миллиона тонн казахстанской нефти. Трубопроводная система Казахстан — Китай имеет пропускную способность 20 миллионов тонн в год, но еще ни разу не выходила на проектную мощность«, — сказала Лидия Пархомчик.
Помимо этого, рыночные условия делают поставки в западном направлении более прибыльными, убеждена она.
«По разным оценкам, экономика экспорта нефти в Китай хуже, чем через Усть-Лугу, на 5-25 долларов за тонну. При этом нужно учитывать, что часть мощностей трубопровода занято реэкспортной российской нефтью, которая поступает на китайский рынок в объеме 11 миллионов тонн в год», — заявила политолог.
Таким образом, по словам Лидии Пархомчик, найти полномерную замену экспорту по КТК для Казахстана будет крайне непросто.
«Загрузка добываемой нефти в местные нефтехранилища и перенаправление части сырья на загрузку отечественных НПЗ позволят решить проблему лишь частично. Максимальный объем перенаправленной нефти может составить порядка 10-15 млн тонн в год. В данной ситуации вопрос о диверсификации экспортных маршрутов поставок казахстанских углеводородов актуализируется как никогда прежде», — заключила эксперт ИМЭП.
Ранее министр энергетики Болат Акчулаков рассказал, как авария на КТК повлияет на Казахстан.
Источник: tengrinews.kz