С какого возраста давать детям гаджеты, рассказала психолог из Алматы

Сейчас почти невозможно представить жизнь без упрощающих повседневную жизнь гаджетов. Однако еще лет десять назад было сложно вообразить, что даже дети будут смотреть ролики блогеров и переписываться с друзьями онлайн, а не гулять с ними во дворе. TengriMIX расскажет, в каком возрасте лучше знакомить детей с миром по ту сторону синего экрана и как обезопасить их в интернете.

По словам психолога Алины Курьеровой, детям желательно не давать пользоваться гаджетами как минимум до трех лет, поскольку в этот период им важно изучать внешний мир.

«Каждый раз, когда они изучают что-то новое, в мозге выстраиваются новые нейронные связи. Мы не говорим, что дети, которым телефон дали в год, будут глупыми или отсталыми, но наши нейронные связи — это наша база. Чем крепче и лучше у нас будет база, тем проще и легче будет что-то изучать, и будет навык восприятия внешнего мира», — говорит психолог.

Разрешать детям смотреть мультфильмы по телевизору Алина рекомендует в 1,5 — 2 года, но прежде родителям нужно просмотреть контент самим, чтобы убедиться в отсутствии сцен насилия и агрессии в мультфильмах. 

«Если говорить о мультфильме «Маша и Медведь», то есть действительно познавательные серии, где рассказывают что-то интересное, но есть и серии, где Маша визжит и требует конфетку. Дети видят это поведение и думают, что требовать конфеты таким образом нормально», — объясняет психолог.

Психолог также не советует родителям использовать телевизор или смартфон в качестве способа отвлечь детей от себя. Девушка советует занимать детей делами в реальной жизни, которые способствуют укреплению базы нейронных связей у ребенка.

«Часто родители используют смартфоны и телевизор в качестве отвлечения, лишь бы ребенок сидел, не трогал, потому что мама очень устала от его криков, требований внимания, это тоже неправильно. Нужно стараться в первые годы жизни ребенка максимальное количество времени проводить вместе», — говорит психолог.

Психолог также отмечает, что важную роль в отношении детей к гаджетам играют родители, которые нередко сами проводят большое количество времени в смартфоне.

«Все, что ребенок видит от родителя, он воспринимает в порядке нормы. Сейчас современные мамочки не успели выйти из роддома, как уже зависают в телефонах, не уделяют ребенку достаточного количества времени. Во время кормления выбирают открыть Instagram, чего делать не нужно, потому что даже с такого возраста ребенок понимает, что у мамы есть фактор отвлечения», — поясняет Алина.

Алина отмечает, что, прежде чем давать ребенку доступ в интернет, родителям необходимо объяснить цифровую грамотность и правила поведения в интернете. Психолог предлагает родителям проводить аналогию интернета с улицей, объясняя, что за пределом знакомого двора и знакомых людей также встречаются незнакомцы и незнакомые улицы, которые могут быть опасны.

«Нужно объяснить, что в интернете также может быть красиво, что незнакомец может предложить конфету, но за этой конфетой может скрываться опасность. И объяснить, в чем эта опасность может проявляться: в заманчивых переписках, в регистрации где-либо, в скачивании каких-то программ», — добавляет она.

Однако, по мнению психолога, огородить ребенка от интернета, полностью ограничивая ему доступ к гаджетам, также неправильно.

«Есть родители, которые не покупают ребенку смартфон до какого-то определенного возраста, до 8 или 10 лет. Сейчас в нашем современном мире это является в корне неграмотным поведением. Несмотря на то, что обучаемость технологиям у детей высокая, мы же не дикари, чтобы осознанно тормозить детей от общего прогресса», — говорит Алина.

Психолог советует родителям давать детям свободу, но в установленных рамках, а также устанавливать программы родительского контроля на смартфонах детей до подросткового возраста, чтобы контролировать их времяпрепровождение в интернете.

Почему нельзя отбирать смартфон у ребенка, рассказала врач

С детьми подросткового возраста Алина советует налаживать доверительные отношения, в которых родители и дети взаимодействуют на равных, а не на позициях «маленький» и «взрослый». В таком случае, разрешив подростку пользоваться гаджетом до определенного времени, родители должны выполнять свои обещания и не урезать внезапно время. 

«С подростком нужно устанавливать уже доверительные отношения, где прямых строгих запретов может быть немного. При этом нужно убедиться, что у вас с ребенком дружественные отношения и он будет вас слушать, иначе ребенок пойдет в сопротивление, попытается доказать, что он тоже уже здесь взрослый», — рекомендует Алина.

В случае, если вы подозреваете, что подросток в интернете посещает сомнительные сайты или общается с людьми на сомнительные темы, убедитесь, что у вас налажены отношения с ребенком, прежде чем говорить на эту тему.

Психолог приводит пример, который вы можете использовать в разговоре с ребенком: «Я вижу, что ты уже вырос и ты уже много знаешь и понимаешь, но я хочу, чтобы ты знал и понимал еще больше, и хочу тебе в этом помочь».

Важно также разъяснить ребенку, чем именно интернет может быть опасен, и при этом не перевести разговор в запугивание, а объяснить последствия и осведомить. 

В вопросе длительного времяпрепровождения детей в интернете психолог советует в первую очередь проследить, за просмотром какого контента проводит время ребенок: познавательного или развлекательного, не несущего в себе смысловой нагрузки. 

«Если ребенок просто торчит в интернете, то нужно задаться вопросами: «А почему?», «Может быть, я ему не показал, что есть более интересные вещи, или, может, ребенку стоит предложить какое-то увлечение?» — говорит Алина.

Психолог подчеркивает, что родители должны уметь вовлекать детей в реальность и проводить с ними больше качественного времени. Например, предложить не просмотр фильма, а заняться вместе активным видом отдыха, организовать поездку, посетить урок гончарного мастерства. Однако если ребенок противится и предпочитает проводить время за перепиской с друзьями, то стоит придумать занятие, поездку или мероприятие, в которое дети также смогут пригласить своих друзей. 

«Онлайн они могут обмениваться сотней сообщений в минуту, и им кажется, что они на одной волне, и, соответственно, когда дети отлучаются от телефона, то им кажется, что они становятся одинокими, а родители не способны их понять и еще пилят, что постоянно сидишь в телефоне», — объясняет психолог.

Алина также рекомендует дома установить свободные от телефона зоны, в которых пользоваться гаджетами не могут не только дети, но и родители. Стоит отметить, что роль родителей в вопросе использования гаджетов и интернета должна быть не надзирательной, а дружеской, поэтому важно интересоваться темами, которыми увлечены ваши дети.

«Посмотрите, что он смотрит, чтобы с ребенком быть на одной волне, чтобы ребенку было в реальной жизни с вами интересно общаться и вы говорили с ним на одном языке. Сядьте, и пусть он расскажет вам, что ему прикольно, даже если вам это может быть совсем не смешно. И вспомните, что наши родители также считали, что мы занимались «фигней», и от этого нам не хотелось с ними делиться», — сказала психолог.

33-летняя блогер и мама двоих детей Айжан впервые познакомила свою старшую дочь Камиллу с гаджетом, когда ей было шесть месяцев. Просмотр мультфильма на телефоне очень удивил маленького ребенка, но не вызвал привыкания и последующих истерик.

«Я мама, которая понимает, что телефон, планшет и прочее — это больше вред для ребенка, нежели польза. Потому что у них не до конца развиты глазки, а дисплей гаджетов излучает электромагнитные лучи и негативно влияет на незрелую нервную систему глаз деток», — говорит Айжан.

Свой собственный смартфон 6-летняя Камилла получила только в этом году, поскольку отправилась в первый класс. Тем не менее девушка считает, что оптимальным возрастом, когда ребенку можно подарить телефон, — 10 лет.

«Мы купили ей недорогой (за 57 тысяч тенге) телефон чисто для учебы. Так как некоторые дисциплины у нее онлайн, а я на работе, дочь остается с бабушкой дома. И чтобы Камилла самостоятельно спокойной смогла учиться, пришлось купить ей первый телефон. Игр никаких там нет. Только WhatsApp», — отмечает блогер.

Младшему ребенку, 4-летнему Алану, родители разрешают смотреть мультфильмы на YouTube по телевизору, и, по словам Айжан, он не проявляет интереса к телефону своей сестры. Девушка также следит за мультфильмами, которые смотрят ее дети, и блокирует каналы с вредным для детей контентом. Проверить, что за день посмотрели дети, она всегда может с помощью сохраненной истории.

Как отмечает мама двоих детей, они предпочитают проводить время за играми во дворе с друзьями или друг с другом, а не за экранами гаджетов или телевизора. 

Несмотря на то, что свой первый телефон Камилла получила относительно недавно, Айжан уже создала для дочери профиль в Instagram в качестве фотоальбома. Примечательно, что Камилла сама не пользуется соцсетью, а в основном проводит свое время в телефоне за учебой и общается с родственниками в WhatsApp. Тем не менее Айжан разрешает дочери проводить не более двух часов в день за смартфоном.

Сама Айжан отмечает, что в день проводит около четырех часов за смартфоном, поскольку занимается блогерством в Instagram, где чаще всего и проводит свое время. 

«Я блогер. Это моя вторая работа, которая требует времяпрепровождения в социальных сетях», — подметила она.

Помимо активного ведения аккаунта в Instagram на аудиторию в более 50 тысяч подписчиков, Айжан также преподает в авиационном колледже. В своем блоге девушка рассказывает о жизни своей семьи, делится с подписчиками рецептами любимых блюд и видеопранками (розыгрышами) мужа.

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru