«Мой ребенок любит читать». Лайфхаки родителей, прививших любовь к книгам

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок любил читать. Однако современные дети читают все меньше. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в 2015 году только у половины казахстанских детей в возрасте до пяти лет было три и более детских книг.

Журналист Ольга Пастухова нашла троих родителей, чьи дети любят читать, просят покупать книги или сами делают это. И задала им вопрос: «Что вы сделали для того, чтобы ваши дети полюбили читать? Поделитесь лайфхаками». Также спросила у психолога, почему детям бывает сложно читать и как заинтересовать их чтением.

«Старшей дочери Шаде я начала читать уже в 11 месяцев, это была подборка стихов казахстанского автора. Уже через месяц она повторяла последнее слово. А уже через пару месяцев – всю строчку. Младшая дочь Дияра у нас самодостаточная, не делала то, что не хотела: говорить она начала только в 3 года. Моя страсть к чтению сформировалась в детстве, когда я сама еще читать не умела – ходила за папой и дядей, просила их почитать, и волшебный мир оживал. Пожалуй, именно это волшебство я и хотела подарить дочкам.

Сейчас у девочек отношение к чтению разное. Шаде читает все свободное время, сейчас она увлечена детективами Агаты Кристи. Также любит манги, юмористические рассказы. Может за вечер полкниги прочесть. У Дияры есть четкое понимание, сколько нужно прочесть, она его выполняет. Я иногда могу начать читать что-то интересное вместе с девочками, потом они сами продолжают – так было с «Поллианной»… Очень интересная книга, рекомендую всем родителям подростков.

Книг в нашем доме стало больше, когда дочки начали задавать «неудобные» вопросы: чем отличаются девочки и мальчики, откуда мы появились. Когда я не знаю, как ответить на те или иные вопросы, включаю кино или подключаю книгу, после мы обсуждаем. Вопросы по книгам они чаще всего задают, когда встречаются слова, которые вышли из обихода. Также я сама коллекционирую книги, дети видят, что это ценность. Например, из Москвы я привезла 1,5 чемодана книг. Если родители не читают, то в семье нет культуры чтения: ребенок не понимает, зачем ему чтение.

Мне не важно количество книг, которое прочли девочки. Мне важна функциональная грамотность. Бывает, что параллельно несколько книг читают. Я и сама так делала и делаю иногда.

У нас есть проект книжного клуба «Клуб юных читателей имени Кляксы» для детей 5-9 лет. Сейчас он заморожен, редко проходит по одному мероприятию. Это чтение книг в игровой форме, разбор книг, а также другие вещи, которые помогают чтению: создание закладок, починка книг, рисование книжных героев, проведение квестов. Чтобы дети любили читать, их надо не заставлять, а заинтересовать. В школах бывают учителя, которые наказывают чтением. Да тут любой его разлюбит.

Самое важное, что при чтении создаются новые нейронные связи. Ничто не изменится в твоей жизни, если ты не будешь читать. С другой стороны – все изменится в твоей жизни, если ты будешь читать. Люди, которые читают, будут управлять людьми, которые смотрят телевизор.

Топ любимых книг Шаде: «Весь этот мир» Николы Юна, «Интервью с вампиром» Эн Райс, все книги Агаты Кристи, «Я верю в любовь» Морин Ту, «Само собой и вообще» Кристине Нестлингер, «Простая просьба» Дарси Белла, «Маленький кусочек счастья» Энди Митчелла. Топ любимых книг Дияры: «Вафельное сердце» Марии Парр, «Апельсиновый зонтик» Евгении Ярцевой, «Приключения по Эрмитажу» Мэри Энн Аллин и Марии Халтунен, «Каролина в стране кошмаров» Нила Геймана, «Поллианна» Элиноры Портер».

«Моя дочь Полина научилась читать лет в 6, когда в садике ей было скучно, она читала. Она запоем читала Григория Остера, также всю серию Урфин Джюс – и «Подземные короли», и «Деревянные солдаты». В раннем детстве я читала много ей вслух: серию книг «Анжелина-балерина», про Паддингтона, стихи Михалкова и Барто. Мы поняли, что дочь любит читать, когда увидели детские книги в туалете. У нас взрослые книги тоже лежат и в ванной, и в туалете.

Сейчас я вслух ей не читаю: наши вкусы разошлись. Электронные книги у нас разбились, она читает с ноутбука в интернете. Иногда мне кажется, что она прекратила это делать. А она — бац — и выдаст пересказ какой-нибудь книги. Я думаю, что чтению дочери способствует наше отношение к книгам: у нас не считается, что книги – это дорого. Кроме того, два года назад я отдавала ее на курсы легкописания, где ее и научили писать саму, и показали, какой огромный выбор книг есть на свете.

Сейчас Полина увлечена написанием фанфиков, пишет по аниме. Фанфик – это продолжение книги, придуманное не автором, с действующими героями произведения. Иногда она читает их вслух. Мне нравится, думаю, у нее хорошо получается.

Топ любимых книг Полины: манги «Атака Титанов», «Волейбол (Haikyuu!!)», «Хеталия и страны ОСИ»; рассказы Достоевского, «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, «Благие знамения» Терри Пратчетта и Нила Геймана, «Куриный бульон для души. 101 история о счастье» Джека Кэнфилда, Марка Виктора Хансена и Эми Ньюмарк».

«Я много читала сыну вслух, когда он был маленьким, он внимательно слушал, был благодарным слушателем. По нашему домашнему поверью, когда ему было 3-4 года, он говорил: «Я пошел воевать, а солдаты перед войной не читают». Я прибегала к хитростям, останавливалась на самом интересном месте: «Ах, мне надо идти на кухню. Будь добр тут сам», устраивала «распродажи книг» – рассказывала сочно и вкусно про книги. Также для развития ритма мы заучивали стихи: шли гулять и учили стихи.

Читать сам начал поздно, в 6 лет. Его буквально прорвало: он просил скупить все книги, которые видел. В школе каждую перемену бегал в библиотеку. Однажды ему подарили фонарик на лоб, каждый вечер одна и та же картина: укладывается, а после под одеялом загорается фонарик – читал, пока глаза не закроются, книжка из рук не выпадет. Великий минус – у ребенка перестроился режим дня, утром очень тяжело вставал, потому что полночи читал.

Сейчас сын читает быстро – книгу в 600 страниц может проглотить за сутки. Про себя говорит: «Я могу не хотеть работать, есть, но читать хочу всегда». Также он слушает аудиокниги.

Любимые книги Сергея: «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» Ярослава Гашека, «Компромисс» Сергея Довлатова, «Записки старого газетчика» Эрнеста Хемингуэя, «Американский роман» Бориса Пильняка, весь цикл «Незнайки» Николая Носова. «Республика ШКИД» Леонида Пантелеева и Григория Белых, «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семенова, «Эра милосердия» братьев Вайнеров.

Я раньше сама в разных наших газетах вела рубрики для родителей и часто писала о том, почему дети не читают. Если ребенок не видит родителя читающим, то любые убеждения не будут работать. Для ребенка, как и во всем воспитании, важен пример родителя. Телевизор – это новости и развлечение. Книга – это знания. Именно задача родителя – показывать, какое разнообразие книг бывает: вот стихи, вот приключения, вот исторические. Именно родитель может подначить ребенка: «А ты знаешь, что этот фильм/мультфильм снят по книге? Сначала была книга, потом уже экранизация». Роль родителя – быть путеводителем: как по жизни, так и в мире книг.

На мой взгляд, современные дети мало читают еще и потому, что классику очень скучно преподносят в школе. Когда человек что-то должен – он отвергает. Когда появились хрестоматии с укороченным изложением произведений, я была резко против. Однако мой редактор показал мне, что интересно изложенное в них произведение может подтолкнуть к прочтению большого произведения. Чтение формирует грамотность, которая помогает излагать мысли, правильно писать. Грамотного человека видно и слышно. Очень многие безграмотные люди боятся вступать в разговор. Так что чтение – это путь к успеху в жизни.

Когда подступаешь к золотому возрасту жизни, то есть одно большое волнение: сколько книг я сама еще не прочла».

«Как дети учатся читать? Сначала узнают буквы, потом соединяют буквы в слоги, а слоги — в слова. У нас в 1990-х начали делать фонематический разбор слова. Когда стали делать упор на звуке, а не букве, то начала происходить путаница. Из-за этого многие дети стали безграмотнее. Например, слово «ёжик» – при фонематическом разборе «йожик». Дети начали писать так, как они слышат. А русский язык — он очень непростой: не всегда слова пишутся так, как они слышатся. Для того чтобы дети грамотно научились писать – нужно сформированное наглядно-образное мышление, как они видят – так и пишут. Им нужно больше видеть эти тексты, читать, чтобы писать грамотнее.

Комиксы можно порекомендовать тем детям, которые плохо читают и не любят читать. Там много рисунков и мало текста. Поэтому с помощью комиксов можно развить навык чтения. Единственное условие – читать каждый день. Даже если родители не очень любят комиксы, считают их не очень хорошими, то брать ребенку их стоит. Они бывают разные, есть очень и очень качественные. Советские детские журналы, по сути, были теми же комиксами.

Есть 4 уровня навыка чтения. Существуют тесты, которые позволяют определить, какой уровень у вашего ребенка. Первый уровень – слабый, когда единицей восприятия текста является слово. Простые предложения в таком случае ребенку читать легче всего. Второй уровень – средний, когда единица восприятия текста – словосочетание. Смысл предложения понимается не сразу, а складывается из двух-трех кусков. Простые предложения понимаются легко, длинные и сложные предложения – с трудом. Поэтому многим детям тяжело читать классиков, где одно описание может быть в предложении с абзац. Когда не понимают, что они читают: им становится неинтересно. Поэтому многие дети современные и не читают.

А хороший и высокий уровень – это когда ребенок может читать тексты любой сложности, замечает особенности литературного языка. У него формируется литературный вкус, закладывается база гуманитарных способностей.

В школах по-прежнему обращают внимание на скорость чтения. По большому счету неважно, с какой скоростью читает ребенок. Важнее, чтобы он понимал смысл прочитанного. Тут действует обратное правило: чем больше ребенок понимает текст, тем быстрее может читать. Но для чего нужна скорость чтения – мне не особо понятно.

Любая история может быть интересна, если ее обсуждать. Когда есть обсуждение, дети учатся читать внимательнее и вдумчивее. И они начинают задумываться о смысле содержания. Мне очень понравилась девочка-пятиклассница, с которой мы вместе читали «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлефа. Перед прочтением я рассказала, что изначально книга задумывалась как увлекательное пособие по географии Швеции. В конце она задала вопрос: «Как же так Нильс смог измениться?» Он действительно был грубым ребенком, не любил животных, а к концу повествования сильно изменился.

Такие глубокие вопросы от пятиклассницы вызывают восхищение и радость, что дети могут так глубоко думать – от понимания сюжета переходить к вопросам трансформации характера. Кстати, я понимаю, почему у маленькой читательницы возник такой вопрос, даже не каждый взрослый смог бы понять. В оригинальном произведении более 500 страниц, а в советском переводе – около 140. При сокращении многие сцены вырезали, и таким образом трансформация героя оказалась раскрытой не так полно, как в оригинале.

Когда спрашивают: «Зачем читать книги?», я отвечаю, что чтение увеличивает словарный запас, который помогает нам легче договариваться и понимать друг друга. У ребенка расширяется кругозор, читающие больше знают, с ними интереснее разговаривать. В хороших книгах много самых разных ситуаций, и вовсе не обязательно учиться на своих ошибках. Благодаря хорошим книгам можно научиться понимать и про нравственные ценности – честь, совесть, достоинство.

Книги помогают навести порядок внутри, находить ответы на многие вопросы, появляется больше спокойствия. Каждый, кто читает книги, со временем становится личностью, потому что формируется свое мнение, свой взгляд на происходящее и становится сильнее. Благодаря книгам можно научиться правилам этикета и чувствовать себя увереннее. Чтение хорошей литературы развивает речь, и можно стать приятным собеседником».

Записала Ольга Пастухова

Источник: tengrinews.kz

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru